• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Монетарный суверенитет

 
Проект по исследованию проблем монетарного суверенитета направлен, во-первых, на изучение институциональной и нормативной природы денег и финансовых ограничений и продвижение идеи монетарного суверенитета. Во-вторых, целью проекта является формулировка предложений по политическому продвижению идеи монетарного суверенитета, который в целях настоящего проекта определяется во внешнем проявлении как принцип определенной автономии государств в организации денежного обращения, свободного от принуждения и ограничений, во внутреннем же проявлении – как демократическая легитимация права государства или регионального объединения осуществлять собственную денежную правовую политику.
Оба предложенных понятия – внешняя автономия и внутренняя демократическая легитимация – требуют дальнейшего совершенствования для их применения в теории денежного права и монетарной политики. Такая спецификация понятия монетарный суверенитет и составляет третью цель исследования.

Мотивация
Многочисленные исследования современной «политической экономики мира» (Дэвид Кеннеди) сходятся во мнении, что доминирующие в современном мире формы капитализма и, что менее противоречиво и более остро, недавние финансовый кризис и кризис суверенного долга носят болезненный характер и подрывают тесно связанные с государственным суверенитетом институты, такие как парламентская демократия, экономические и социальные права. В Европейском союзе правящие круги принимают антикризисные меры без участия или с ограниченным участием парламентов и фундаментально меняют условия участия в европейском экономическом и валютном союзе через межправительственные соглашения, в особенности договор, учреждающий европейский механизм стабильности. Внутренние противоречия демократического капитализма (Вольфганг Штрек) между транснациональным мобильным капиталом и ограниченными территориально демократическими государственными образованиями вынуждает правительства по всему миру улучшать их конкурентоспособность путем либерализации трудовых отношений, увеличения защиты инвесторов и устранения барьеров для торговли и инвестиций через уменьшение налоговой нагрузки и ухудшение нормативно-правовых стандартов в области экологии и защиты потребителя. Увеличивающееся в результате общественное неравенство и ухудшающиеся условия жизни всё больше угрожают демократии, подрывая такие ее основы как социальная сплоченность и политическое представительство граждан.
Несмотря на то, что эти наблюдения об эрозии суверенитета не подвергаются сомнению, до сих пор отсутствуют серьезные исследования вклада институционального и нормативного монетарных порядков в существующее положение дел. Общепринятой практикой является рассматривать рынки как правовые конструкции. Очень много литературы, однако, принимает существующие монетарные институты по большей части как данность. Предложения о реформах редко ставят под сомнение эти институты, скорее ограничиваясь попытками усилить государственный или демократический контроль при помощи регулирования экономической деятельности или налоговых перераспределительных мер (Томас Пикетти).  
В основе нашего исследовательского проекта, напротив, лежит представление, что для того, чтобы лучше понять современную политическую экономию (демократического) капитализма и сделать программное предложение о возврате демократического контроля и   обеспечения справедливого распределения общественных ресурсов мы должны оценить существующий институциональный и нормативный монетарный порядок. Деньги являются необходимой начальной точкой, так как они образуют наиболее непосредственную связь между экономикой и политикой, а также обществом и государством. С одной стороны, деньги – это опосредующее начало в экономической системе (Николас Луманн). Государственное полномочие выпускать деньги долгое время обеспечивало формирование публичного бюджета. Деньги, таким образом, становятся отправной точкой для исследования способов не только ограничить саморазрушительные тенденции экономической системы (Гюнтер Тойбнер), но также перестроить отношения между государством и обществом и вернуть власть политики над экономикой и технократическим знанием.

Цели
Данный проект, направленный на восстановление монетарного суверенитета, должен, прежде всего, основываться на признании институциональных и нормативных вариаций в монетарных порядках. Он должен выйти за пределы существующих исследований по монетарному праву, которые демонстрируют (часто неосознанно) идеологическую предвзятость, утверждая, что работа институтов денег и финансов зависят от определённой институциональной среды и особой нормативной системы, в рамках которой функционируют центральные банки, кредитные институты, финансовая инфраструктура (например, платежные системы) и рынки (примеры такого исследования можно найти в работах Клауса Циммерманна). Таким образом, одной из целей проекта является исследование различных вариантов институциональных и нормативных основ монетарного порядка, а также обзор их роли в принятии государственных политических программ и форм демократического участия в их формировании.
В исследовании институциональных и нормативных основ денег два аспекта являются особенно важными. Первый заключается в транснациональном измерении монетарного права и политики. Монетарное право и политика могут в значительной мере определяться, с одной стороны, региональной интеграцией или сотрудничеством через право, например, в Европейском союзе, в евразийском валютном союзе или среди стран БРИКС, а с другой стороны - текущей геополитической ситуацией, в которой доллар США обладает чрезвычайными полномочиями (Барри Эйхенгрин) за счет статуса мировой резервной валюты и особой роли Федеральной резервной системы США как расчётного центра на рынке государственных облигаций США. В этой связи проект ставит перед собой цель сосредоточиться на планах по развитию евразийского валютного союза и нормативно-правовой базы для финансовых сделок в рамках БРИКС, а также на попытках укрепить альтернативные доллару США валюты в качестве международных платежных средств.
Второй аспект заключается во влиянии технологий на монетарные и финансовые институты, в особенности на платежные и клиринговые системы. Технологический прогресс в платежных технологиях часто представляется ограничивающим монетарный суверенитет, например, усложняя контроль за движением капитала или усиливая доминирующую позицию США. В данном проекте мы намереваемся очертить контуры новых информационных и коммуникационных технологий, их влияние на контроль за финансовыми операциями, а также исследовать то, как платежные технологии могут быть использованы государствами и региональными союзами для восстановления контроля за их монетарными порядками.

Составные части проекта
Составными частями проекта станут следующие области исследования:

Публичные финансы
Исторически государства выпускали деньги для финансирования своих расходов для того, например, чтобы содержать армию, но со временем они все больше стали полагаться на займы у частного сектора, а также на отличные от денег и деноминированные в иностранной валюте государственные обязательства. Это обстоятельство может быть интерпретировано как значительно ограничивающее монетарный суверенитет. Данный проект исследует правовую конструкцию публичных финансов, роль центральных банков в этом отношении и альтернативные институты, которые могут обеспечить и улучшить независимость публичных финансов от зарубежных и частных кредиторов.

Частное создание денег
В рамках существующего правового режима поддерживаемой Центральным банком системы частичного банковского резервирования деньги создаются на основе публично-частного сотрудничества между Центральным банком и коммерческими банками (Томас Майер). Создание денег, таким образом, приводит к финансовой нестабильности, увеличивая вероятность финансовых кризисов и, в свою очередь, необходимость государственного вмешательства для предоставления финансовой помощи. С целью укрепления монетарного суверенитета данный проект исследует альтернативные концепции денег и кредита, а также их правовые конструкции.

Центральный банк
Центральные банки являются ключевыми институтами, так как их решения оказывают влияние как на публичные, так и на частные финансы. При помощи стандартных и нестандартных монетарных политик они не только регулируют количество кредита, но могут также создавать условия для направления инвестиций в определённые отрасли и, как в случае с Европейским центральным банком, увеличивать или уменьшать вероятность суверенных дефолтов и (при участии МВФ и ЕС) влиять на исправление структурных недостатков.
Указанные функции и полномочия, однако, лишь в очень ограниченной степени отражены в мандатах, правовых режимах и механизмах отчетности центральных банков. Одной из задач данного проекта будет исследование существующей институциональной и нормативной конструкции выбранных центральных банков для оценки того, как они формируют политическую экономию денег и финансов; еще одна задача - определение институциональных альтернатив для реализации такого монетарного порядка, который будет не только более демократичен, но также лучше приспособлен для поддержки устойчивого развития реальной экономики.

Платежные и клиринговые системы
Как было указано выше, данный проект уделяет особое внимание вопросу того, как платежные и клиринговые системы могут укрепить монетарный суверенитет и той роли, которую в этом отношении может сыграть технологический прогресс. В рамках проекта будет рассмотрено несколько инициатив. В частности, будут рассмотрены недавние изменения в российском законодательстве о платежных и клиринговых системах, которые в том числе нацелены на укрепление российского монетарного суверенитета и обеспечение независимости от США. Другая интересная инициатива в этом отношении – это китайская международная платежная система, которая предназначена для продвижения юаня в качестве мировой торговой валюты.

Региональная монетарная интеграция
Данный проект также нацелен на исследование проектов региональной монетарной интеграции, таких как создание единой валюты для Евразийского экономического союза, который в настоящее время обсуждается правительствами России, Казахстана и Белоруссии. Будут оценены последствия региональной монетарной интеграции для монетарного суверенитета в сравнении с европейским экономическим и валютным союзом.

Международная лаборатория права и развития ВШЭ-Сколково:
В контексте данного проекта по исследованию проблем монетарного суверенитета Лаборатория организует серию семинаров с целью продвижения проекта, координации работы научных сотрудников, обсуждения научных результатов и обеспечения платформы для взаимодействия между исследователями и  политиками из России и из-за рубежа. 

 

 

 
Ссылки :
Barry Eichengreen, Exorbitant Privilege. The Rise and Fall of the Dollar and the Future of the International Monetary System, 2011
David Kennedy, Law and the Political Economy of the World, 26 Leiden Journal of International Law (2013), 7 
Niklas Luhmann, Die Wirtschaft der Gesellschaft als autopoietisches System, 13 Zeitschrift für Soziologie (1984), 308
Thomas Mayer, Die Neue Ordnung des Geldes. Warum wir eine Geldreform brauchen, 2014
Wolfgang Streeck, Gekaufte Zeit. Die vertagte Krise des demokratischen Kapitalismus, 2013
Gunther Teubner, A Constitutional Moment? The Logics of ‘Hitting the Bottom’, in: P. F. Kjaer, G. Teubner, A. Febbrajo (eds), The Financial Crisis in Constitutional Perspective: The Dark Side of Functional Differentiation, 2011, 3 
Claus Zimmermann, A Contemporary Concept of Monetary Sovereignty, 2013

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.