• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Право на надлежащую административную процедуру и другие конституционные гарантии государственной защиты прав при подаче административных жалоб в системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности»

16+
Мероприятие завершено
Круглый стол посвящен проблемам обжалования решений в Палате по патентным спорам Роспатента. С участием экспертов в области административного процесса и административного судопроизводства, защиты интеллектуальных прав предлагается обсудить способы создания эффективного стандарта административного пересмотра в системе Роспатента, направленного на предоставление дополнительных гарантий участия невластных субъектов при рассмотрении административных жалоб, защиту их прав и законных интересов, снижение усмотрения должностных лиц. В работе круглого стола также примет участие старший судья по административному праву ведомства административных судов штата Колорадо (США), с которым планируется обсудить механизмы пересмотра, используемые в практике патентного ведомства США, для целей возможного применения при создании стандарта.

По итогам круглого стола планируется принятие текста предложений реформы административного пересмотра в системе защиты интеллектуальных прав, которые будут направлены в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и Министерство экономического развития Российской Федерации. Проект документа будет распространен в день проведения круглого стола.

Модератор: Иванов Алексей Юрьевич, директор Института права и развития ВШЭ – Сколково


Круглый стол пройдет на английском языке. Перевод на русский не предусмотрен.

К участию приглашаются студенты, аспиранты, ученые и практикующие юристы, специализирующиеся в вопросах административного процесса и административного судопроизводства.

Регистрация обязательна, по ссылке.

Где: НИУ ВШЭ, ул. Мясницкая, 11, ауд. 518

Когда: 16 октября, 16.00 - 19.00. 



Программа 

Значительное регулирующее воздействие публичной администрации на общественные отношения обуславливает необходимость развития различных форм защиты для организаций и граждан. Эти функции реализуются в том числе в ходе административного пересмотра (рассмотрение жалоб на административные акты, подаваемые вышестоящим руководителям в порядке подчинения, или пересмотр акта вышестоящим руководителем в инициативном порядке) и судебного контроля. Их значение наиболее велико, так как они, с одной стороны, принудительно разрешают административный спор, а с другой стороны, при надлежащей настройке повышают управляемость системой административной власти/

Вместе с тем, несмотря на своевременное предложение начала 2000-х принять закон об административных процедурах, который бы закрепил единые стандарты осуществления административной деятельности, законодатель избрал путь точечного регулирования административного пересмотра, в связи с чем в России действуют общий Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также множество иных актов, устанавливающих порядок рассмотрения и разрешения специальных административных жалоб, в результате сложилось множество механизмов административного пересмотра, предусматривающих разные стандарты разрешения административных дел.

Отсутствие минимальных требований к ним привело к тому, что разные административные органы предоставляют разные гарантии невластным субъектам, участвующих в таком пересмотре. При этом в системе защиты интеллектуальных прав за пределами регулирования остается значительный пласт рассмотрения и разрешения административных дел (в том числе пересмотр по инициативе административного органа, участие в пересмотре невластного субъекта, порядок исследования и оценки доказательств, принятие новых доказательств при пересмотре и т.д.), проверка акта сводится лишь к оценке его законности (хотя такой пересмотр, в отличие от судебного контроля, позволяет контролировать и их целесообразность, соответствие различным директивным документам, включая поручения, письма и т.п.), вышестоящий руководитель, имеющий возможность не просто разрешить спор, а в принципе устранить проблему и нивелировать конфликт, использует такие полномочия по своему собственному усмотрению, право направить дело на новое рассмотрение не используется. Полномочия Министерства экономического развития Российской Федерации, в ведомство которого входит Федеральная служба по интеллектуальной собственности, и акты которого оно вправе пересматривать, как правило, вообще не реализуются, хотя именно различные функции разных административных органов позволяют повысить качество пересмотра.


Планируется заслушать и обсудить следующие доклады:

1. Иванов А.Ю., директор Института права и развития ВШЭ-Сколково

(тема уточняется)

2. Семенов А.В., омбудсмен по интеллектуальной собственности 

Системные дефекты надлежащей процедуры и нарушения конституционной гарантии государственной защиты прав в сфере ИС

3. Каримов Д.А., заместитель директора Фонда БИКОДИС по административному праву.

Административный пересмотр решений Роспатента: правосудие или административная деятельность. Может ли административный пересмотр стать более эффективным средством защиты, чем судебный контроль за публичной администрацией;

 

4. Эдвин Л. Фельтер мл., старший судья по административному праву ведомства административных судов штата Колорадо (США).

A Credible Mechanism for Resolving Disputes. US Supreme Court on the Administrative Review in the System of the US Patent and Trademark Office;

 

5. представитель Роспатента (по согласованию);

 

6. представитель Министерства экономического развития Российской Федерации (по согласованию);

 

7. представитель Верховного Суда Российской Федерации (по согласованию).

 

Контактное лицо по вопросам организации и участия в мероприятии:

Варламова А.О., референт

+7 495 772 95 90, доб. 27870

avarlamova@hse.ru