Совместная сессия Института и Валдайского клуба: дискуссия по санкциям
23 мая Институт права и развития ВШЭ-Сколково совместно с Международным дискуссионным клубом «Валдай» провел практическую сессию-обсуждение на тему: «Блоки, санкции и международная торговля в 21 веке: единые правила или продолжение дефрагментации?»
Приглашенными экспертами выступили директор Института Алексей Иванов, профессор Гарвардского университета Роберт Лоуренс, профессор Колумбийского университета Петрос Мавродис, профессор Гарвардского университета Марк Ву, первый исполнительный вице-президент Газпромбанка Елена Борисенко. Встречу модерировал Федор Лукьянов, академический директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». Американские профессора приехали в Россию по приглашению сотрудников Института - у некоторых из них в ходе учебы в Гарварде они читали отдельные курсы. Институт также предложил тему дискуссии и разработал концепцию обсуждения.
В 2012 году Россия присоединилась к ВТО, согласившись на ряд положений, открывших внутренний рынок для зарубежных товаров и услуг. Однако за последние два года сбалансированность установившегося международного торгового режима и будущее ВТО были поставлены под сомнение. Алексей Иванов открыл дискуссию. Он отметил, что сегодня значение и влияние региональных экономических блоков затмевают роль ВТО, а санкции против третьих стран используются в качестве объединяющей силы. «Дружественные блоки, возникшие после Второй мировой войны, становятся всё ближе и ближе благодаря укреплению доверия между членами, в то же время это отдаляет их от глобальной системы управления в вопросах торгово-экономического сотрудничества», – сказал Иванов.
Он также сделал акцент на проблемах, касающихся вступления России в ВТО, которое было поддержано российским элитами для присоеденинения к "глобальному клубу", несмотря на многочисленные возражения и ряд противоречий с интересами страны. Алексей заявил, что в условиях ожесточившейся борьбы за мировое влияние Россия все больше движется к принципу самодостаточности (особенно после воссоединения с Крымом), который являлся приоритетным фактором в советскую эпоху.
Односторонние экономические санкции, примененные крупными экономическими игроками, стали большим вызовом для существования единого международного торгового режима. Правила ВТО защищают государства-члены от ряда относительно мелких торговых ограничений, в то же время они абсолютно неэффективны для предотвращения масштабных затруднений глобальной свободной торговли, таких как полномасштабные односторонние экономические санкции, введенные по причине «национальной безопасности» и «международной необходимости». «Санкции превратились в новый режим регулирования», - отметил Федор Лукьянов.
Парадоксально то, что члены ВТО, находящиеся в конфликте друг с другом, более охотно применяют односторонние экономические санкции или контрсанкции, вместо того, чтобы обратиться в орган по разрешению споров ВТО. Такая ситуация ведет к разделению международного торгового режима на традиционные «дружественные» блоки. Политические «союзники» создают торговые и экономические объединения, замещая некоторые важные сегменты международного торгового режима, которые изначально должны были регулироваться правилами ВТО. Некоторые из таких блоков (в частности, Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство) берут на себя значительную часть регулирования, отнесенного к ведению ВТО.
Эксперты представили свое видение развития международного торгового режима в контексте обозначенных выше вызовов. Участники дискуссии обсудили роль ВТО в предотвращении влияния политической напряженности на международную торговлю.
Тенденция объединения в блоки, по мнению профессора Роберта Лоуренса, свидетельствует о готовности некоторых стран к более глубокому интеграционному процессу, что может иметь положительный эффект в виде распространения унифицированных правил в глобальном масштабе. Однако интересы развивающихся стран должны учитываться. Одним из возможных решений этого вопроса может стать введение наряду с общим членством в глобальной торговой системе дифференцированных обязанностей государств-членов в зависимости от уровня их развития.