Глубинные трансформации антимонопольного регулирования требуют тщательного анализа
Проблемы контроля принципиально новых форм рыночной власти и новых типов экономической конкуренции обсудили на конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», которая прошла 6-7 декабря в Сколково.
Конференция была организована Институтом права и развития ВШЭ-Сколково совместно с ФАС России на площадке Сколково.
Председатель правления «Сколково» Игорь Дроздов, открывая конференцию, сказал: «Уже несколько лет подряд Фонд «Сколково» совместно с ФАС и Институтом права и развития ВШЭ-Сколково проводит в декабре конференцию по антимонопольному регулированию. Мы плотно сотрудничаем с Федеральной антимонопольной службой и по направлению экспертной работы. Фонд «Сколково» участвовал в подготовке пятого антимонопольного пакета для адаптации российского законодательства к цифровой экономике. Кроме того, наши эксперты выступают координаторами рабочей группы по конкуренции в рамках работы Центра компетенций по нормативному регулированию «цифры».
Ответить на существующие вызовы призван как раз пятый антимонопольный пакет. В настоящее время технологии, использующие «большие данные», считаются не материальными объектами, а интеллектуальной собственностью, в отношении которой в антимонопольном законодательстве установлены иммунитеты.
Глава ФАС Игорь Артемьев призвал зарубежные конкурентные ведомства выработать новые подходы в антимонопольном регулировании: «Антимонопольному органу в условиях цифровой экономики следует понимать, откуда берётся рыночная власть. Если раньше она исходила от компаний, которые занимали доминирующее положение, то сейчас это различные интернет-платформы и связанные с ними сетевые эффекты, т.к. они сильно влияют на смежные рынки».
Глава службы подчеркнул, что конкурентным ведомствам следует создать мировую кооперацию, потому что появились совершенно новые рынки, где их границами является весь мир. Руководитель ФАС отметил, что всего несколько лет назад список крупнейших компаний возглавляли 4 организации сырьевого сектора, то сейчас, в 2018 году, все пять лидеров капитализации - это цифровые компании (Google, Amazon, Apple, Facebook и Microsoft).
Изменения в экономике стали поводом для разработки поправок в Закон о защите конкуренции, т.н. «пятый цифровой антимонопольной пакет». «Сейчас мы проводим его обсуждение со всеми заинтересованными лицами для выработки совершенно новых определений в антимонопольном регулировании, чтобы они принесли положительный эффект для нашей экономики. И новые подходы и определения должны быть закреплены актом высшей юридической силы», - сообщил Игорь Артемьев.
Так, по мнению службы, сделки по экономической концентрации должны рассматриваться с привлечением экспертов и иметь публичный характер, т.к. многие сделки влияют на жизнь граждан. Глава ФАС в качестве примера привёл сделку компаний Bayer и Monsanto, которая стала первой подобной сделкой в сфере антимонопольного регулирования.
«Кроме того, мы внедрим научный подход к рассмотрению сделок, где будут привлечены самые современные технологии и самые лучшие высшие учебные заведения», - подчеркнул Игорь Артемьев. Он отметил, что ФАС опирается на Институт права и развития ВШЭ-Сколково как на экспертный орган для выработки и принятий решений.
Директор Института права Алексей Иванов выступил с презентацией «Интеллектуальные права и антимонопольное регулирование - демистификация вопроса».
Он отметил, что по оценкам ООН, значительную часть мировой экономики сегодня составляют рентные доходы, которые не основаны на полезной производительной деятельности. При этом большую роль в увеличении доли рентных доходов играет монополистическая эксплуатация объектов интеллектуальной собственности
Рентная модель бизнеса в свою очередь создает стимулы к усилению экономической концентрации и моделям конкуренции по типу «победитель забирает все». Рост экономической ренты также ведет к резкому росту неравенства в мире.
К сожалению, как сообщил Алексей Иванов, в России сложилась модель регулирования, которая способствует усилению этих негативных процессов. Явные перекосы в охране интеллектуальной собственности делают практически невозможным балансировку работы этого важного института, и ведут к всё большему рентному экономическому поведению, снижая стимулы к инновациям и другой производительной деятельности. В России, в частности, полностью исключена любая форма антимонопольного регулирования оборота интеллектуальных прав, что является абсолютной аномалией в цивилизованном мире. Также у нас нет инструментов принудительного лицензирования интеллектуальной собственности в интересах развития конкуренции и других общественных интересах. При этом, например, в США эффективно работает несколько механизмов активного применения принудительного лицензирования для общественных нужд.
В этом же ряду и запрет параллельного импорта, который направлен исключительно на удовлетворение интересов иностранных правообладателей и их дистрибьюторов в России, и тормозит экономическое развитие страны. Такие перекосы, по его словам, нуждаются в срочном исправлении и это, прежде всего, задача законодателя.
«Если мы всерьез говорим об экономике знаний, о цифровой экономике как основе экономического роста и развития, мы обязаны переосмыслить действующее регулирование и создать условия для гораздо более свободного распространения информации, знаний и технологий. И новое антимонопольное регулирование может сыграть в этом вопросе ключевую роль», - такими словами подвёл итоги пленарного заседания Алексей Иванов.
С использованием материалов fas.gov.ru