• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Защита конкуренции на пространстве ЕАЭС

Алексей Иванов выступил на Десятой встрече исследовательской партнерской платформы ЮНКТАД в Женеве.

Панельная дискуссия, посвященная регулированию цифровых рынков в интересах развивающихся экономик, потребителей и локальных сообществ, прошла 10 июля и включала в себя, помимо прочего, презентации новых исследовательских проектов из данной сферы. Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов рассказал о недавно завершенном Институтом проекте «Анализ законодательства и правоприменительной практики государств-членов ЕАЭС и Евразийского Экономического Союза по вопросам привлечения к ответственности и освобождения от нее за нарушение антимонопольного законодательства, рассмотрение международного опыта».

Исследование проводилось Институтом права и развития ВШЭ-Сколково в период с сентября 2018 года по май 2019 года по заданию Евразийской экономической комиссии.

В рамках проекта был выполнен всесторонний анализ законодательства и правоприменительной практики Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и его государств-членов по вопросу привлечения к ответственности за нарушение правил конкуренции, а также освобождения от нее. Анализ проведен за период с 2015 по 2018 год.

Проведенный анализ законодательства и правоприменительной практики ЕАЭС и его государств-членов объективно отражает текущую ситуацию по вопросу привлечения к ответственности за нарушения правил конкуренции и освобождения от нее.

В рамках анализа права Союза и правоприменительной практики Комиссии выявлены пробелы и недостатки, которые могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений в договор и принятия других нормативных актов.
В целях идентификации лучших трендов и практик эксперты осуществили детальный анализ законодательства 13 зарубежных юрисдикций(США, Япония, Великобритания, Сингапур, Франция, Германия, Италия, Литва и ЕС, а также дополнительно Бразилия, Китай, Индия и ЮАР) относительно процедурных и субстантивных аспектов привлечения к ответственности.

Помимо этого, особое внимание было уделено дизайну и применению программ смягчения ответственности, поскольку виделась важной задача разработки проекта подобной программы для Евразийской экономической комиссии, где в настоящее время существует лишь общее положение в Договоре о ЕАЭС о возможности получения освобождения для первого заявителя, в то время как процедурные моменты не установлены.
В рамках анализа зарубежного опыта использовались как официальные источники конкурентных ведомств зарубежных юрисдикций, так и наработки международных площадок ОЭСР, ЮНКТАД и МКС с целью отражения аккумулированного опыта и трендов развития законодательства и правоприменительной практики по вопросу привлечения к ответственности за нарушение конкурентного законодательства и освобождения от нее. Помимо этого, были использованы данные интервью с представителями конкурентных ведомств выбранных зарубежных юрисдикций.

Итогом проведенного исследования стали рекомендации по дальнейшему совершенствованию права Союза по вопросу привлечения к ответственности за нарушения правил конкуренции и освобождения от нее, которые затрагивают следующие аспекты:
            - увеличение срока рассмотрения дела о нарушении правил конкуренции на трансграничных рынках с 90 до 120 дней (при этом, дается рекомендация, по мере наработки правоприменительной практики, Комиссия может инициировать дальнейшее увеличение срока рассмотрения дела, мотивировав это комплексностью и общей сложностью трансграничных дел);
            - увеличение сроков давности до 5 лет (в настоящее время этот показатель равняется 3 годам);
            - закрепление способов надлежащего уведомления лица о правоприменительных действиях в праве Союза;
            - расширение перечня смягчающих обстоятельств (добавление наличие программы комплаенса в качестве смягчающего обстоятельства);
- установление правила перечисления штрафа в бюджет Союза (в настоящее время в Договоре закреплено положение о том, что штраф перечисляется в бюджет того государства, на территории которого зарегистрирован нарушитель);
            - введение нормы об экстерриториальном применении положений Договора (в настоящее время критерии трансграничности покрывают лишь те нарушения, которые совершены хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории ЕАЭС);
            - обжалование решений ЕЭК в судебном порядке (в настоящее время обжалование решений Евразийской экономической комиссии происходит в Совете ЕЭК, органе, который состоит из представителей Правительств государств-членов Союза, что по нашему мнению, ненужным образом политизирует антимонопольное регулирование, что не отвечает задачам контроля за соблюдением общих правил конкуренции, возложенных на Евразийскую экономическую комиссию).

Важной частью исследования стала разработка проекта Порядка освобождения от административной ответственности и уменьшения штрафа за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, который фактически станет программой смягчения ответственности (leniency program) на территории Союза, а также проекта модельного отказа от конфиденциальности. Данные документы были разработаны на основе опыта зарубежных юрисдикций (за основу были взяты программы смягчения ответственности Германии, Европейской Комиссии и Японии).

Помимо этого, даны дополнительные рекомендации по применению данного Порядка исходя из опыта ведущих зарубежных юрисдикций.

На основании проведенного исследования в ближайшее время будет выпущена книга.