• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регуляторы должны более активно ограничивать экономическую власть цифровых платформ

Антимонопольный центр БРИКС представил доклад по новым подходам к защите конкуренции в условиях цифровой экономики в рамках VI Конференции по конкуренции по эгидой БРИКС.

Доклад был опубликован в ночь с 18 на 19 сентября на сайте bricscompetition.org и доступен для широкой публики на английском языке. Обзор основных выводов работы на языках каждой из стран БРИКС будет размещен в ближайшее время.

 

Исследование включает в себя анализ проблематики антимонопольного регулирования на цифровых рынках во всем мире и новейшего опыта стран БРИКС. Исследователи выявили пробелы в регулировании в тех юрисдикциях, где развитие цифровой экономики опережает законодательство и правоприменительную практику. Также было проведено сравнение подходов антимонопольных регуляторов БРИКС.
Презентацию провели основные авторы и идейные вдохновители доклада, директор Института права и развития  ВШЭ-Сколково и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов и профессор Университетского колледжа Лондона Янис Лианос, а также руководители страновых исследовательских групп, работавших над докладом. Кроме того, свое экспертное мнение в качестве комментаторов высказали почетные приглашенные гости, в том числе и всемирно известный экономист, профессор Школы бизнеса им. Бута Луиджи Зингалес.

 

 

Андрей Цариковский, статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России: «Конкурентные ведомства в своей работе во многом опираются на экспертно-аналитическую базу, созданную силами ученых и исследователей. Особое значение научная  экспертиза приобретает сейчас, когда активно развивается цифровая экономика и мы должны реагировать на новые вызовы. Стратегический, академический взгляд на политику по защите конкуренции с одной стороны и практический подход антимонопольных органов с другой  - это как два крыла птицы антимонопольного регулирования, которая способна летать и набирать высоту только в условиях сотрудничества и кооперации регуляторов и научного и экспертного сообщества».

 

 

Луиджи Зингалес, профессор Школы бизнеса им. Бута: «Антимонопольный центр БРИКС проделал большую работу по подготовке доклада. Что я ожидаю от этой работы - это, в частности, конкретных предложений по координации усилий конкурентных ведомств стран БРИКС. Например, в рамках антимонопольного контроля глобальных сделок экономической концентрации, ведь вместе они реально способны влиять на поведение глобальных цифровых платформ, получивших колоссальную рыночную власть в современной экономике».

 

Алексей Иванов, директор Антимонопольного центра БРИКС, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково: «Сам процесс написания доклада соответствовал духу времени - на базе Антимонопольного центра БРИКС сформировалась сеть международных экспертов, прежде всего, из стран БРИКС,  но также из Европы и США. Это сетевая структура работала в нескольких форматах - очные встречи с “мозговыми штурмами” и коллективная удаленная работа с текстами и данными. Думаю, что сам факт того, что такую сетевую деятельность ведущих ученых из стран БРИКС удалось организовать, уже можно считать успехом. Доклад содержит подробный анализ конкурентной динамики в условиях масштабной цифровизации мировой экономики. Мы фокусировались на проблемах и интересах развивающихся рынков, прежде всего стран БРИКС, конечно. Наше исследование призвано подтолкнуть экспертное сообщество к расширению, а где-то и существенному пересмотру текущей модели регулирования конкуренции, которая уже привела к беспрецедентному росту рыночной власти цифровых гигантов и экономического неравенства в мире. В докладе также содержатся и рекомендации для антимонопольных ведомств по работе с новыми вызовами цифровой эпохи. Например, мы считаем, что регуляторы должны быть более активны в ограничении роста экономической власти цифровых платформ, в частности, за счет ограничения их аппетитов по поглощению конкурентов и проникновению на соседние рынки. Однако самым ценным в докладе является именно научный анализ вызовов для антимонопольного регулирования. На наш взгляд, ключевым направлением развития глобальной конкурентной политики должно стать содействие открытости цифровых платформ, снижение их манипулятивного потенциала и устранение монополистических барьеров на пути инновационного развития наших стран».

 

Цифровизация играет важнейшую роль в процессе глобализации. В то же время, она ускоряет рост неравенства в глобальных и локальных масштабах, которое является одним из ключевых вызовов для дальнейшего развития цифровой экономики. Успехи в машинном обучении, рост компьютерных мощностей, развитие технологии блокчейн и все большая доступность информации – эти тренды продолжают менять глобальную экономику в стороны развития «цифрового капитализма». Появление индустрии финтеха, например, связано с возникновением особых форм цифровой конкуренции, которые значительно отличаются от конкуренции в рамках традиционной экономики. Такие изменения влекут за собой многочисленные риски и проблемы обеспечения конкуренции в цифровой среде, особенно с учетом роста влияния цифровых платформ и растущего неравенства.

 

Существующие подходы к новым вызовам  «цифры» часто автоматически копируют правовую традицию, которая установилась на предыдущих стадиях промышленного развития. Это приводит к появлению фрагментированных, разрозненных правовых режимов для регулирования феноменов цифровой экономики, таких как большие данные, цифровые платформы, социальные сети, искусственный интеллект и т.д. Таким образом, законодателям не удается сформировать целостную картину «цифрового будущего», которое является выгодным для общества и потребителей,  а значит, сохраняется правовой статус-кво в расстановке сил на мировом рынке, цифровые гиганты сохраняют свое влияние. В такой ситуации созидательное развитие инструментария конкурентного права и целостный взгляд на взаимодействие с другими областями права становится еще более значимым.