• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Иванов: "Ключевым направлением новой регуляторной политики должно стать содействие открытости глобальных сетей"

19-20 ноября 2019 года в Инновационном центре «Сколково» состоялась традиционная V Международная научно-практическая Конференция «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», организованная ФАС России в партнерсте с Институтом права и развития ВШЭ-Сколково.

Сотрудники и приглашенные гости Института приняли участие во всех  самых актуальных дискуссиях конференции.

Открыл мероприятие заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, который рассказал о темах и повестке предстоящей конференции. «Это юбилейная конференция, в ее рамках мы можем подвести некоторые итоги дискуссии, которая ведется уже несколько лет. Тема пленарного заседания продиктована существующими тенденциями – продолжается реализация Нацплана в Российской Федерации, мы рассчитываем, что эта тема станет систематической, потому что Председатель Правительства РФ поручил ФАС подготовить Национальный план развития конкуренции на следующий пятилетний период. Мы не поставили точку в вопросе регулирования цифровой экономики, не закончена тема "пятого антимонопольного" пакета, мы продолжаем развивать международное сотрудничество. И в эти дни мы не можем обойти вниманием науку и образование – в этом году прошли защиты первых диссертаций по новой научной специальности – конкурентному праву». Руководитель ФАС России Игорь Артемьев выступил в пленарном заседании «Новые тенденции конкурентной политики в современных условиях» с докладом об антимонопольном регулировании на современном этапе, сделав акцент на проблемах цифровой реальности и соответствующего цифрового регулирования. Он отметил, что первый Национальный план развития конкуренции написан в традициях 1980-х. 
Глава ФАС России сообщил о проводимой ведомством работе по развитию антимонопольного законодательства и подчеркнул, что российское антимонопольное законодательство соответствует мировым стандартам.
Говоря о современных вызовах цифровой экономики глава ФАС обозначил роль сетевых эффектов цифровых платформ, которые обретают рыночную власть, искусственного интеллекта, которые может представлять собой как прогресс, так и глобальную угрозу, возрастающую роль интеллектуальной собственности и больших данных, а также трансграничность современных рынков.

Алексей Иванов на пленарном заседании развил заданную Игорем Артемьевым проблематику вызовов цифровой эпохи, к которыми сталкиваются сегодня регуляторы: "Развитие информационных технологий приводит к возникновению новых форм экономической жизни и конкуренции. Цифровые гиганты опираются на финансовое плечо инвесторов, которое является ключевым драйвером роста и дает им значимое преимущество перед небольшими инновационными компаниями. Новые вызовы цифровой эпохи связаны с ростом влияния цифровых платформ, которые организуют взаимодействие пользователей так, чтобы использовать внешние сетевые эффекты. Ключевым направлением новой регуляторной политики должно стать содействие открытости глобальных сетей и уменьшению барьеров на пути глобального распространения инноваций».

Научный сотрудник Института Анна Позднякова рассказала о работе Антимонопольного центра БРИКС и о планах развития центра: «Мы в Антимонопольном центре БРИКС видим своей основной  задачей содействие конкурентным ведомствами стран БРИКС по всему спектру антимонопольных вопросов. В наших планах проведение работы как по углубленному изучению отдельных рынков в странах БРИКС, на которых могут возникать вопросы конкуренции, так и  оказание консультативной помощи и экспертной поддержки при расследовании конкретных дел».

Екатерина Семенова, эксперт антимонопольного центра БРИКС, эксперт Института права и развития ВШЭ-Сколково, выступила на сессии "Цифровой кот": У ФАС РФ есть "Цифровой кот", у бразильского CADE - "Project Brain", а в Корее - "BRIAS". Что за зверь скрывается за этими котиками? Почему Кот, Brain и их аналоги стали главным оружием антимонопольных органов против картелей в 21 веке - обсудили на сессии, посвящённой программному обеспечению Большой цифровой кот, которое позволяет в автоматическом режиме по закрытым каналам связи получать объем данных, анализировать его на предмет соответствия заданным критериям, выявлять картели на основе проведенного анализа и формировать доказательную базу. Нельзя работать с нарушениями в цифровой сфере нецифровыми инструментами», - подчеркнул модератор сессии статс-секретарь  - заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. –  Картели перешли в цифру и стали изощреннее, поэтому для борьбы с ними нужен набор программных средств». Екатерина Семёнова представила обзор различных скрининговых программ, используемых конкурентными ведомствами стран мира, и отметила необходимость создания международной цифровой платформы для обмена данными: ""Программы-скрининги - это революция в области выявления картелей, так как они позволили автоматизировать этот процесс. Но на этом нельзя ставить точку, следующий шаг --- апгрейд до "нейро-скрининга", основанного на самых продвинутых методах машинного обучения, для чего антимонопольным органам предстоит существенно увеличить датасеты и проделать значительную работу по эталонной разметке данных".

Сессия в формате БРИКС + «Исследование проблем конкуренции на фармацевтических рынках" прошла с участием директора Института Алексея Иванов и стажера-исследователя Дарьи Котова. Алексей говорил о социальной проблематике фармотрасли и о ближайшем будущем, к которому законодатели должны быть готов: " Для России сегодня, наверное, один из самых сложных вопросов — вопрос того, как обеспечить, с одной стороны, эффективное обеспечение лекарственными препаратами как можно более широкого слоя населения и дать им возможность получать новейшие препараты, но в то же время соблюсти какие-то коммерческие интересы “большой фармы” ...  Массовый рынок фармацевтики уходит в прошлое. Будущее за персонализированными формами работы с пациентами, а значит, огромную роль будут играть большие данные. Лидерами рынка станут компании, получившие контроль над массивами информации. Антимонопольные регуляторы должным подключаться уже сейчас, на начальном этапе развития новых экономических форм, не дожидаясь той монополизации, которая произошла за счет использования патентной власти в прошлом".