• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новое измерение евразийской интеграции

11 ноября ведущий научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково Максим Карлюк выступил в роли модератора сессии «Цифровое измерение евразийской интеграции» в рамках конференции «Новое измерение евразийской интеграции: итоги пятилетия Евразийского экономического союза».

 
Конференция  проводилась НИУ ВШЭ совместно с Евразийской экономической комиссией с целью подведения итогов первых пяти лет функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), определения актуальных задач развития интеграции, а также выявления сфер взаимодействия, способных значительно укрепить ЕАЭС.

В рамках сессии обсуждалось развитие цифровой экономики ЕАЭС и были сделаны следующие основные выводы и предложения:

1) Мировая экономика находится на этапе глубоких структурных преобразований и развития цифровой экономики. Технологические изменения являются основным драйвером современного экономического роста.
2) В 2017 г. в Евразийском экономическом союзе приняты основные направления реализации цифровой повестки до 2025 г. и приоритеты проработки инициатив в рамках ее реализации. По некоторым приоритетам достигнуты определенные результаты, реализованы успешные пилотные проекты. Особые успехи можно зафиксировать в цифровизации таможенной сферы, что связано, среди прочего, с тем, что таможенный союз был создан еще до ЕАЭС и, соответственно, сформирована хорошая изначальная база для последующей цифровизации.
3) ЕАЭС необходимо решить проблемы Офиса управления (цифровыми) инициативами Евразийской экономической комиссии. Ключевые проблемы Офиса заключаются, во-первых, в его небольшом кадровом составе, что не позволяет эффективно прорабатывать инициативы по всем приоритетам. Во-вторых, изначально Союз не создавался для проектной деятельности, что является препятствием для продвижения инициатив. В связи с этим вырастает значимость выстраивания проектной работы.
4) В сфере внешней торговли, Евразийской экономической комиссии необходимо, во-первых, расширение мандата для переговоров по зонам свободной торговли для цифровых товаров. Во-вторых, необходимо расширение компетенций для переговоров по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. В-третьих, не менее важно предоставление полномочий для точечного устранения барьеров по развитию экспорта в рамках электронной торговли (в связи с доминированием цифрового импорта).
5) В ЕАЭС необходимо сформировать понимание, что мы имеем дело с новыми сущностями,  такими как цифровой профиль, цифровые активы, криптовалюты и т.д., которые требуют новых подходов. Причем реализацией таких подходов должны заниматься профильные ведомства, тогда как на сегодняшний день, на национальном уровне, это зачастую не так.
6) Среди приоритетов цифровой повестки ЕАЭС отсутствует развитие технологий искусственного интеллекта. Это является одним из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений, в котором страны ЕАЭС существенно отстают. ЕАЭС может сыграть ключевую роль в продвижении его развития на всём пространстве ЕАЭС, вплоть до разработки общей стратегии развития технологий искусственного интеллекта. Причем эффективная параллельная реализация существующего приоритета цифровой повестки по обороту данных в Союзе будет весомым подспорьем, поскольку данные являются основой функционирования технологий искусственного интеллекта.