• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Медведков рассказал о тенденциях глобального регулирования международной торговли

Вечером 7 февраля гостем Института стал заведующий кафедрой торговой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” Максим Юрьевич Медведков, до недавнего времени возглавлявший в течение многих лет Департамент торговых переговоров Министерства экономического развития России.  Спикер обозначил тему своего выступления как «Новые тенденции глобального регулирования международной торговли». Модерировал встречу ведущий научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково, доцент факультета права  НИУ ВШЭ Кирилл Молодыко.

В первой части своего выступления гость уделил внимание торговому соглашению США и Китая, в соответствии с которым Вашингтон должен стабилизировать некоторые пошлины для товаров из Китая, в ответ на это Пекин увеличит закупки американских товаров и услуг в последующие годы. Соглашение влечёт за собой возникновение у Китая обязательств в сфере ветеринарного и фитосанитарного регулирования, т.к. Пекин согласился с тем, что отдельные виды американской продукции будут поставляться на основе сертификатов, выдаваемых соответствующей службой США. На практике это означает, что Китай согласился признать эквивалентность американской системы контроля за некоторыми видами продуктов. Это потенциально может повлечь  негативные последствия для остальных участников рынка (в частности, России), поскольку может означать дрейф фактических требований страны к системам контроля в направлении американских стандартов, идеология которых сильно отличается в том числе от российской. Согласие Китая увеличить импорт из США конкретных товаров на определенную соглашением величину, по сути, дискриминирует всех других  экспортеров товаров в Китай. По мнению Максима Медведкова решение проблемы теоретически  возможно  в рамках  ВТО. Однако, срок разрешения такого спора на практике превысит двулетний срок действия американо-китайского соглашения. С другой стороны, существующая напряжённость во взаимоотношениях США и Китая может привести к невыполнению условий  договора сторонами. В любом случае, соглашение США и Китая создает проблемы для ВТО и входящих в организацию стран. 
Отвечая на вопрос о возможности создания эффективного международного антимонопольного регулирования вне рамок ВТО, спикер отметил следующее. Слухи о том, что ВТО прекратит своё существование, сильно преувеличены. Глобальное антимонопольное регулирование в перспективе необходимо, и только ВТО в состоянии вести процесс создания указанного регулирования. В этом аспекте в ВТО уже сейчас много сделано – положения соглашений ВТО, касающиеся демпинга,
субсидий, экспортной конкуренции, деятельности государственных предприятий и монополий и многие другие имеют непосредственное отношение к правилам конкуренции. Идут переговоры по инвестициям, начинаются переговоры по электронной торговле. Хорошим примером также  является решение по “Третьему энергетическому пакету” ЕС. Оно, по сути, определяет правила игры на рынке энергоресурсов и является ключевым для нашей страны, поскольку Россия боролась за предоставление такого же объёма прав для операторов рынка, работающих с российским газом, каким обладают операторы других стран. По мнению Максима Медведкова в рамках ВТО уже создан де факто массив  эффективного конкурентного законодательства.
Одним из очевидных плюсов ВТО является существование механизма правоприменения, который может быть использован при нарушении партнёром своих обязательств.  Создать какой-либо либо принципиально новый механизм  для этих целей будет очень тяжело.
Максим Медведков уделил значительное внимание вопросу влияния искусственного интеллекта на ВТО. Как отметил спикер, технологический уровень компаний будет определять будущее, поскольку именно компании будут являться владельцами технологий, а не правительства. Соответственно, компании, а не правительства будут определять условия доступа к технологиям, а значит и условия технологического развития  целых стран.  Вполне реальна ситуация, что разрешением споров в ВТО через 50 лет будет заниматься искусственный интеллект, поскольку основная масса торговли будет осуществляться электронным способом, и ее правила скорее всего будет создавать также искусственный интеллект..
Также спикер уделил внимание вопросу соотношения международной торговли и интересов безопасности. На протяжении достаточно долгого периода существовал консенсус относительно того, что государства вправе устанавливать любые меры в защиту национальной безопасности, если такая категория, как “национальная безопасность,” не используется для оправдания политики протекционизма. Ситуация изменилась после событий 2014 года, в результате которых Россия стала целью торговых санкций, а потом и сама ввела контр-санкции  в отношении своих торговых партнёров. Споры такого рода исторически никогда ранее не рассматривалась в ВТО, так как в силу различных политических обстоятельств ни один член ВТО не хотел их инициировать. Однако, в 2019 году Россия выиграла у Украины спор в ВТО по транзиту украинских товаров через Россию в Казахстан и Киргизию. Третейская группа решила, что Россия правомерно защищала интересы своей безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях, что соответствует правилам ВТО. Решение по данному спору является уникальным, поскольку в ВТО создан прецедент интерпретации важных положений соглашений ВТО. Его оценка  позволяет сделать вывод о том, что протекционистское решение США ввести пошлины на стальную и алюминиевую продукцию ряда членов ВТО, в том числе России, ссылаясь на интересы национальной безопасности, вряд ли может считаться легитимным.
Как отметил спикер, Россия за 7 лет пребывания в ВТО   принимала участие в 18 спорах, детально проанализировал все как успешные, так и проигранные кейсы.  Участие в ВТО, с одной стороны, обязывает участников соблюдать правила, а с другой стороны, добиваться того, чтобы парнёры выполняли свои обязательства. Текущий  кризис апелляционного органа ВТО неприятен, но не является абсолютно критичным, идут активные  поиски выхода из кризиса. Так, третейские группы  (первая инстанция)  продолжают работать,  ряд стран имеет соответствующие договорённости о том, что в отсутствие апелляционного органа в качестве окончательного решения будет применяться решение третейской группы. Также вероятно функционирование временного апелляционного органа, чьи решения будут распространяться только на тех членов ВТО, которые заявили о его признании. В то же время,  отдельные торговые партнеры России намерены пойти по пути применения санкций к тем членам ВТО, которые не согласятся на альтернативные решения проблемы с апелляционным органом.  .
Отвечая на вопрос о перспективах предстоящей Конференции министров в рамках ВТО в Нур-Султане, Максим Медведков отметил, что большинство стран заинтересовано в  реформе ВТО, вопрос заключается лишь в том, сколько времени нужно странам, чтобы договориться о соответствующей реформе. В любом случае, не следует драматизировать даже если конференция не приведёт ни к каким серьезным прорывам. Нет ни одной страны, которая всерьез заявляла бы о том, что ВТО должна быть ликвидирована, и которая существенно сворачивала бы масштабы своей текущей активности в рамках организации.
Гость ответил на многочисленные вопросы заинтересованной аудитории. Открытая лекция прошла с традиционным аншлагом. Наряду с аспирантами факультета права ВШЭ мероприятие посетили коллеги из ряда  других подразделений ВШЭ, а также гости из множества внешних организаций, среди которых следует выделить внушительные делегации сотрудников Евразийской Экономической Комиссии и Министерства экономического развития России.