Алексей Иванов: "Дело против Apple станет знаковым для мировой антимонопольной практики"
Директор Института прокомментировал для Lenta.ru решение ФАС о признании компании Apple виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке программного обеспечения. Причиной разбирательства стало обращение «Лаборатории Касперского».
Полный текст статьи читайте по ссылке.
Комментарий Алексея:
"Цифровые монополии задают тон в работе глобальных рынков сегодня. Независимым разработчикам и стартапам почти невозможно выйти на рынок, минуя того или иного глобального монополиста. В деле Лаборатории Касперского против Apple ФАС России закрепила логику применения антимонопольного законодательства, которая сформировалась в деле Яндекса против Google относительно правил конкуренции на платформе Android пять лет назад. Суть в том, что конкуренция на платформах в цифровой экономике становится столь же важной, как и конкуренция между платформами. Учитывая значение цифровых платформ как своего рода естественных монополий или, как говорят наши американские партнеры, essential facilities («ключевой инфраструктуры») цифровой экономики все более возрастает, антимонопольные ведомства по всему миру стараются сформулировать правила поведения таких владельцев ключевой инфраструктуры. На этом обстоятельстве фокусируется антимонопольная политика многих антимонопольных ведомств развивающихся стран, в частности наших партнеров по БРИКС.
В докладе Антимонопольного центра БРИКС по проблемам антимонопольного регулирования цифровой экономике, представленном в сентябре прошлого года на конференции БРИКС по антимонопольному праву в Москве, мы много внимания уделяем именно конкуренции на цифровых платформах. Хочу отметить, что, как и в деле Android ФАС России оказалась в числе лидеров этого процесса в мире. Напомню, что решение по делу против Google было принято в 2015 г., а Европейская Комиссии приняла аналогичное по сути решение через три года в 2018 г. Думаю, что дело против Apple в отношении злоупотреблений рыночной властью применительно к рынку приложений на цифровой платформе, в которой работают устройства Apple, также станет знаковым для мировой антимонопольной практики. Сегодня Европейская Комиссия уже рассматривает две жалобы в отношении корпорации Apple по схожим с указанным российским делом основаниям – по жалобе музыкального стримингового сервиса Spotify и ряда издателей электронных книг. Уверен, что решение ФАС России по жалобе Касперского может помочь нашим европейским коллегам в выработке эффективных мер реагирования на такие злоупотребления рыночной властью в цифровой экономике.Несмотря на эти успехи, российскому антимонопольному ведомству очень не хватает законодательных полномочий, позволяющих эффективно реагировать на подобные вызовы. Можно сказать, что успехи в деле Android и Apple получились вопреки, а не благодаря действующему российскому законодательству. Например, так называемые «антимонопольные иммунитеты» для интеллектуальной собственности, которые аномально были включены в российский закон о защите конкуренции на волне торговых переговоров с США по вступлению нашей страны в ВТО, существенно ограничивают возможности ФАС России по антимонопольному регулированию рынков цифровой экономики. Подобных иммунитетов нет ни в одной развитой юрисдикции и наличие их в России – это своего рода атавизм эпохи бездумного следования советам наших заокеанских партнеров, формировавших российское законодательство в своих прагматичных интересах.
Сегодня именно технологии и инновации являются ключевым способом наращивания рыночной власти и государство должно иметь инструменты влияния на злоупотребления с использованием таких ресурсов, в том числе в части оборота прав интеллектуальной собственности. Растущая власть глобальных цифровых платформ требует более активного антимонопольного регулирования, если мы хотим хоть как-то защитить интересы российского бизнеса на глобальном рынке и обеспечить условия для здоровой конкуренции в цифровой экономике".