• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Иванов: "Антимонопольное законодательство — это та сфера, которую вполне уверенно можно отнести к драйверам российского развития IT-рынка"

Директор Института принял участие в дискуссии на РИФ "Рыночное неравенство: как создать в России одинаковые условия для отечественных и зарубежных IT-компаний". Ход обсуждения - в репортаже Lenta.ru. 

"Иванов считает, что антимонопольное законодательство — это та сфера, которую вполне уверенно можно отнести к драйверам российского развития IT-рынка: именно ФАС способна оградить индустрию от произвола иностранных корпораций.  В качестве примеров эксперт вспомнил несколько конкретных решений ФАС по вопросам недобросовестной конкуренции между российскими и зарубежными компаниями. К примеру, в 2009 году ведомство не позволило Google купить систему контекстной рекламы «Бегун» у Rambler. «Это произошло в очень неортодоксальном прогрессивном контексте, когда почти никто из крупных антимонопольных регуляторов сделки в IT-сфере не блокировал… Если бы ФАС не заблокировала сделку, "Яндекс" с очень высокой вероятностью не смог бы удержать лидирующие позиции в России — Google вытеснил бы его», — уверен Иванов.


Второй пример касается тяжбы между «Яндексом» и Google, которая началась в 2015 году. Тогда российский поисковик обратился в ФАС с жалобой на американского конкурента, который запрещал производителям смартфонов Fly, Explay и Prestigio устанавливать сервисы конкурентов по умолчанию. Решение антимонопольной службы в пользу «Яндекса» Иванов называет необычным и революционным. «Все успехи были сделаны в условиях, когда российский антимонопольный закон очень ригиден. От ФАС потребовалась определенная административная смелость и готовность идти в суды, доказывать свою правоту», — объяснил свой восторг от данного решения ведомства Иванов.

Неподатливость отечественного законодательства эксперт объясняет тем, что у монопольного регулятора не может быть четкого трафарета, по которому можно определить, что является антиконкурентным или проконкурентным. Нащупать эту грань сложно, ведь оценки рынка и регуляторов быстро меняются. Например, в 2011 году люди восхищались открытостью системы Android, а спустя несколько лет стали жаловаться на недобросовестную конкуренцию со стороны Google. Поэтому регулятор должен обладать очень гибкими инструментами реагирования, говорит Иванов.

Решение проблемы директор Института права и развития ВШЭ видит в принятии Пятого антимонопольного пакета, который включает в себя несколько ключевых положений для более активного реагирования на вызовы цифровой экономики. «Несовпадение объема продаваемого товара или услуги и реальной рыночной власти — это ключевая характеристика новой цифровой экономики и роли цифровых платформ в этой экономике. С точки зрения Пятого антимонопольного пакета мы попытались предложить некие механизмы, которые бы давали ФАС возможность качественно, а не количественно оценивать это состояние рынков. Видеть реальную рыночную власть, и как эту рыночную власть используют», — заявил Иванов".

Полный текст и описание дискуссии читайте в материале Lenta.ru.