• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Евразийская антимонопольная неделя

26 ноября коллектив Института права и развития ВШЭ-Сколково провел открытую защиту второго этапа своей научно-исследовательской работы «Анализ отношений в области цифровой экономики, выявление ограничительных практик в поведении участников рынков» для Евразийской экономической комиссии, а 27 ноября директор Института Алексей Иванов представил основные выводы и результаты этого исследования на Международной конференции суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».

После приветственного слова директора Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии А.Г. Сушкевича сотрудники Института и Антимонопольного центра БРИКС – Алексей Иванов, Дарья Котова, Анна Позднякова и Екатерина Ерофеева – провели совместный доклад о результатах НИР. Презентацию открыл Алексей Иванов, который отметил, что основной целью работы было выявить ключевые особенности цифровых рынков на территории Союза и разработать научно-обоснованные подходы и критерии выявления неконкурентного поведения участников цифровых рынков на территории ЕАЭС. Развитие цифровой экономики характеризуется новыми бизнес-моделями, когда резко возрастает значимость цифровых платформ и экосистем, которые получают значимые конкурентные преимущества за счет сетевых эффектов и экономии на масштабе; развитие новых технологий влечет за собой появление абсолютно новых рынков («Интернет вещей», «умные помощники» и т.д.).  

Анализ международной практики совершенствования антимонопольного законодательства показывает, что ряд стран на сегодняшний день уже ввели в свои антимонопольные новеллы законы, сфокусированные на особенностях конкуренции на цифровых рынках. Так, Германия недавно приняла "цифровой антимонопольный" закон, многие положения которого совпадают с разработанным под руководством Алексея Иванова Пятым антимонопольным пакетом, внесенным ФАС в правительство еще в 2019 году и по-прежнему проходящем обсуждение.  Другие страны, такие как Южная Корея и Япония, учли специфику конкуренции в цифровую эпоху на уровне подзаконных актов и рекомендаций. И, наконец, группа «отстающих» - Великобритания, Россия, Индия и Китай – еще не успели обновить свое антимонопольное законодательство и обсуждают необходимость изменения подходов антимонопольного регулятора в цифровую эпоху.

Среди основных рекомендаций Комиссии в части совершенствования правоприменительной практики Алексей назвал расширение полномочий Комиссии: необходимо, чтобы Комиссия обладала возможностью расследовать дела в отношении иностранных компаний, поскольку именно они зачастую оказываются основными игроками цифровых рынков. 

Основные ограничительные практики на цифровых рынках, которые сегодня являются вызовами для антимонопольных регуляторов, это: геоблокинг, ограничительные практики на рынке интернет-поиска (и примыкающие к ним так называемые «колдунщики», обогащенные результаты выдачи, которые как собственный сервис продвигают крупные интернет-компании в своих поисковых системах), установление условий о паритете цен, установление цены перепродажи, «связывание», антиконкурентные соглашения на цифровых рынках и технические регламенты на цифровых рынках.
 
Геоблокинг подразумевает запрет на доступ к контенту за пределами той или иной территории. В случае антиконкурентного геоблокинга  нарушение конкуренции связано с чрезмерной защитой исключительных прав. Такие случаи зафиксированы и на рынках платного контента в ЕАЭС, целый ряд сервисов по-разному фукнционирует на пространстве Союза. Один из последних примеров – доступ к фильмам онлайн-кинотеатра Okko. Расследования геоблокинга уже стали нормальной практикой в антимонопольном регулировании ЕС, на евразийском пространстве прецедентов пока не было. 
 
Техническое регулирование и стандартизация – необходимый инструмент для осуществления цифровой трансформации экономики. Однако сегодня стандарты становятся инструментом для монополизации рынка, вытеснения конкурентов и получения сверхприбыли: кто овладеет стандартом, тот контролирует отрасль.

Ознакомиться с презентацией. (PDF, 10.45 Мб)