• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентная политика и доступ к здравоохранению

 4 декабря Международным обществом «За единство и доверие потребителей» (ОЕДП) (CUTS International) и Институтом регулирования и защиты конкуренции (CUTS Institute for Regulation & Competition (CIRC)) была организована конференция на тему «Конкурентная политика и доступ к здравоохранению», приуроченная ко Всемирному Дню конкуренции. Алексей Иванов, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково принял участие в обсуждении и обратил внимание на то, что в настоящее время, в эпоху глобального кризиса, мы столкнулись с необходимостью переосмыслить подходы к защите интеллектуальной собственности, а также к оценке сделок слияний и поглощений в секторе здравоохранения.

Мы привыкли думать, что на фармацевтическом рынке именно крупные корпорации разрабатывают большинство новых инновационных лекарственных препаратов. В настоящее время наблюдается застой в разработке новых лекарств, необходимых для лечения основных заболеваний и борьбы с кризисами здравоохранения. Фармацевтические гиганты уделяют значительное внимание сохранению статуса-кво, рентной экономике, а не разработке инновационных продуктов. Во время пандемии COVID-19 проблемы, связанные с глобальными подходами и отношением к крупным корпорациям, интеллектуальной собственности, стали очевидными. Мы видим, что системы здравоохранения государств по всему миру не были готовы к борьбе с этим глобальным кризисом. При этом в не стоит винить исключительно крупные фармацевтические компании. Органы в институциональных структурах различных стран, осуществляющие свою деятельность с целью стимулирования инноваций в секторе здравоохранения, также не справились со своей задачей. Большинство из них рассматривали крупные фармацевтические компании как катализаторы инноваций, а интеллектуальную собственность на новые биотехнологии – как неоспоримую. Однако на практике большинство новых лекарственных средств и вакцин были разработаны правительственными исследовательскими институтами или стартапами со значительной долей государственного финансирования. Фармацевтические гиганты приобретают такие стартапы вместе с новым продуктом, патентуют их и занимаются в основном маркетинговой деятельностью. Например, согласно отчетам за 2018 г. компаний Pfizer и J&J, только 23% и 11% ведущих препаратов были разработаны внутри компаний. Также случается, что  компании приобретают стартап и закрывают исследовательский проект, чтобы предотвратить выход продукта на рынок (‘killer acquisitions’). Опубликован ряд исследований, в которых анализируются сделки слияний и поглощений в фармацевтическом секторе за последние 20 лет, и представлены выводы о том, что в большинстве случаев такие сделки подавляли инновации, уменьшали динамику НИОКР. Это не позволяет выводить на фармацевтический рынок новые лекарственные средства и вакцины.

Таким образом, подходы к интеллектуальной собственности, к оценке слияний и поглощений на фармацевтическом рынке – ключевые направления, на переосмыслении которых в настоящее время должны сосредоточиться антимонопольные ведомства. При этом на глобальном уровне наблюдается переход от традиционной модели, где оценивается вред инновациям на конкретном товарном рынке, к общей оценке вреда инновациям, не связанным с конкретным товарным рынком. Процесс осмысления ведомствами и применения нового подхода уже начался, например в деле Dow/DuPont.

В России инициативы по изменению подходов к интеллектуальной собственности, признаваемые на глобальном уровне и уже принятые в других странах БРИКС, до сих пор не поддерживаются, а их обсуждение проходит вяло и не приносит результаты.

Участники встречи поддержали тезисы Алексея Иванова о необходимости отказа от сакрализации и чрезмерной защиты интеллектуальных прав, а также необходимости пересмотра подходов антимонопольных ведомств к оценке сделок слияний и поглощений, совершаемыми крупными игроками. Данная проблематика, вынесенная на обсуждение на глобальном уровне, очень актуальна и чрезвычайно важна.

Прадип Сингх Мехта, генеральный секретарь международного общества ОЕДП (CUTSInternational) в своем выступлении обратил внимание на то, что гибкие положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) предоставляют возможность выпускать в оборот дженерики и поддерживать конкуренцию на фармацевтическом рынке.

Арвинд Маярам, председатель Института регулирования и защиты конкуренции представил ключевые аспекты Инструментария и подчеркнул, что для поддержания конкуренции одного лишь принуждения со стороны антимонопольных ведомств может быть недостаточно. Важно создать благоприятную политическую среду, которая будет способствовать конкуренции в том числе на фармацевтическом рынке. Всеобщее качественное здравоохранение должно быть целью государственной политики. Обращение дженериков на конкурентных фармацевтических рынках во многом зависит от национальных патентных законов. Инструментарий по вопросам конкурентной политики и доступа к здравоохранению был подготовлен с учетом биотехнологического развития в системе здравоохранения за последние годы. При этом с развитием технологий антиконкурентные методы ведения бизнеса стали более сложными. Например, в фармацевтическом секторе такие практики могут включать в себя договоренности между больницами, а также врачами о назначении лекарств определенных брендов; чрезмерное и необоснованное ценообразование; практика озеленения патентов, а также практика платы компании за отсрочку выхода на рынок в связи с окончанием срока действия патента (pay-for-delay). Все эти антиконкурентные практики приводят к стагнации в развитии инноваций, а также невозможности выводить на фармацевтический рынок дженерики. Инструментарий по вопросам конкурентной политики и доступа к здравоохранению содержит рекомендации для антимонопольных ведомств по предотвращению антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов и борьбе с указанными практиками. По итогам своего выступления спикер подчеркнул, что чрезвычайные ситуации требуют решительных ответных мер со стороны антимонопольных ведомств в целях поддержания и восстановления экономики во время глобального кризиса.

Тереза Морейра, глава отдела по конкурентной и потребительской политике ЮНКТАДподчеркнула, чтоэпидемия COVID-19 обратила внимание всего мира на необходимость доступа к здравоохранению. Спикер упомянула ключевые аспекты Аналитической записки ООН: COVID-19 и всеобщее медицинское страхование (октябрь 2020 г.). Так, необходимо срочно искать способы обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения. Во время распространения COVID-19 антимонопольные ведомства пресекали антиконкурентное поведение, вырабатывали новые правила, поддержали рекомендацию ЮНКТАД, которая касалась разрешения сотрудничества между компаниями в целях обеспечения сектора здравоохранения необходимыми товарами и услугами. Антимонопольные ведомства активно участвовали в поддержании эффективности рынков, пресечении недобросовестных практик (например, недобросовестного повышения цен). Еще одним ключевым вопросом обеспечения товарами и услугами здравоохранения является адекватное регулирование интеллектуальной собственности. Необходимо найти баланс между поощрением инноваций и получением выгод. Владельцы ИС могут ограничивать конкуренцию, используя свои права ИС путем завышения цен и использованием иных недобросовестных практик. Соглашение ТРИПС предоставляет гибкие возможности, в том числе применение принудительного лицензирования. Однако до сих пор мы не наблюдали, чтобы государства-члены активно пользовались данными возможностями в обеспечении публичного интереса. В ходе дискуссии Тереза Морейра выразила желание продолжить диалог о подходах к регулированию интеллектуальной собственности на глобальном уровне.

Хардин Ратшисусу, заместитель главы Комиссии по конкуренции ЮАРв ходе дискуссии поделился своими тезисами о регулировании конкуренции в развивающихся странах. Были рассмотрены вопросы и практики регулирования конкуренции в мире, доступ к товарам и услугам здравоохранения во время пандемии, вопросы совершенствования законодательства о конкуренции и регулирования интеллектуальной собственности. Хардин Ратшисусу обратил внимание, что в 2018 году в Южной Африке была принята Политика в области интеллектуальной собственности с акцентом на публичный интерес в секторе здравоохранения, а также на ряд других сфер национальных интересов. Положения Политики в области интеллектуальной собственности разработаны в соответствии с Декларацией о соглашении ТРИПС и общественном здравоохранении (Дохийской декларацией). В настоящее время принятая Политика в области интеллектуальной собственности направлена, в том числе, на доступ населения к здравоохранению в период пандемии COVID-19.

Карлос Корреа, исполнительный директор Южного Центрав первую очередь обратил внимание участников дискуссии на свободу, которой обладает каждое государство в вопросах разработки конкурентной политики. Правительства обладают гибкостью определять объекты законодательства о защите конкуренции. Направлено ли законодательство только на защиту конкурентов на рынке? Необходимо ли разработать антимонопольные положения для защиты потребителей? Важно ли конкурентным ведомствам поддерживать социально-экономическое благополучие? Развивающиеся страны могут разрабатывать доктрины и принципы, в соответствии с которыми они применяют законы о конкуренции в соответствии с национальными интересами, включая сектор здравоохранения. Одним из важных вопросов выступления Карлоса Корреры стало регулирование интеллектуальных прав. Он привел пример, когда Европейский суд установил, что конкурентное право может применяться в случаях чрезвычайно широкого использования интеллектуальных прав, патентования, но не в случае сделки, результатом которой становится приобретения объекта интеллектуальных прав. Карлос Коррера подчеркнул, что в ряде случаев, при приобретении патентов, сделки должны оцениваться с точки зрения антимонопольного законодательства. Спикер также сделал вывод по вопросу, касающегося недобросовестного использования интеллектуальной собственности, согласно которому контроль за необоснованным чрезмерным ценообразованием является не только предметом оценки со стороны регуляторных органов в сфере ценообразования, но также закона о защите конкуренции.

Энтони Таубман, директор отдела интеллектуальной собственности, государственных закупок и конкуренции ВТОподчеркнул необходимость международной солидарности, открытого диалога и взаимодействия во время глобального кризиса. Антимонопольные ведомства играют значительную роль в защите публичного интереса. В условиях пандемии и экономического кризиса необходимо разработать новое регулирование, способствующее поддержанию конкуренции. При этом подготовленный Инструментарий по вопросам конкурентной политики и доступа к здравоохранению является ценным вкладом в формирование новой политики. При разработке новых подходов антимонопольного регулирования необходимо учитывать, что положения, касающиеся интеллектуальной собственности в рамках Соглашения ТРИПС предполагают баланс между правами интеллектуальной собственности и широким общественным интересом. Таким образом, права интеллектуальной собственности не являются абсолютными.

В настоящее время продолжается борьба международного сообщества и отдельных государств с распространением и последствиями COVID-19. Актуальной повесткой является обеспечение доступа к лекарственным средствам, средствам индивидуальной защиты, аппаратам искусственной вентиляции легких (ИВЛ), а также к готовящимся к выпуску вакцинам. В целях обеспечения указанного доступа необходимо разработать эффективную конкурентную политику exante в дополнение к существующей правоприменительной практике антимонопольных ведомств. При этом для обеспечения доступа к медицинской продукции решающее значение приобретает пересмотр подходов к оценке и защите интеллектуальной собственности.