Алексей Иванов: «Тридцатилетие антимонопольного регулирования в России – важная веха, которая подталкивает к пересмотру подходов к защите конкуренции в соответствии с новой социально-экономической реальностью»
17 декабря VI Международная научно-практическая конференция «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», приуроченная к 30-летию антимонопольного регулирования в России, открылась пленарным заседанием.
В рамках Пленарного заседания Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Международного центра конкурентного права и развития БРИКС рассказал об этапах создания Международного Центра БРИКС, который был создан в июне 2015 г. по инициативе Института права и развития ВШЭ-Сколково при поддержке ФАС России. Международный центр конкурентного права и развития БРИКС был создан с целью создания совместной платформы для встреч и исследований стран БРИКС в области конкурентного права, обеспечения научной поддержки работы антимонопольных органов стран БРИКС и продвижения повестки стран БРИКС в сфере конкурентной политики. В основе работы Центра лежат проекты, ориентированные на рабочие группы стран БРИКС по продовольственным, цифровым и фармацевтическим рынкам. В 2015 – 2017 г.г. Международный центр конкурентного права и развития БРИКС совместно с коллегами из стран БРИКС плотно занимался продовольственным проектом. Первая презентация самой идеи этого проекта состоялась в ЮНКТАД на заседании ‘Research Partnership Platform’ в июле 2015 г.
В 2017 г. на V Международной конференции БРИКС в г. Бразилиа был представлен доклад по регулированию продовольственного рынка, который заронил семена новой дискуссии в глобальном масштабе об изменении подходов к оценке конкуренции на технологических рынках. Одним из главных практических достижений сотрудничества антимонопольных ведомств стран БРИКС с Центом в сфере согласования сделок экономической концентрации является решение по Bayer/Monsanto. В декабре 2017 г. в Инновационном центре «Сколково» на III Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование. Цифровая экономика и конкурентная политика» был анонсирован проект Международного Центра БРИКС в цифровом секторе. В рамках реализации данного проекта проходили семинары в Китае, Индии, ЮАР и Бразилии. В сентябре 2019 г. на Международной Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС состоялась презентация доклада в сфере цифровой экономики – результатов работы Международного центра БРИКС и антимонопольных ведомств стран БРИКС. Основными рекомендациями в рамках рассмотрения проблемы защиты конкуренции в цифровой экономике стали изменения подходов антимонопольного регулирования: антимонопольным ведомствам необходимо больше внимания обращать на вертикальные отношения, выработать модель оценки деятельности субъектов – организаторов экосистем на платформах, обеспечить включение все большего числа экономических субъектов в новую цифровую экономику, в том числе малых и средних компаний с тем, чтобы технологическое развитие не убивало ростки социальной экономической ткани. В рамках деятельности работы Международного центра БРИКС был разработан Пятый антимонопольный проект для создания гибкости и проактивной позиции антимонопольного регулирования в цифровой экономике, который в России в настоящее время еще не принят, и после многочисленных бюрократических согласований уже потерял смысл. При этом в развитых юрисдикциях такие положения в последние годы активно принимаются. Так, Германия в октябре 2020 г. приняла десятый антимонопольный пакет, который повторяет предложения российского пятого антимонопольного пакета, выработанные в 2018 г.
В настоящее время в рамках исследовательской повестки Международный центр конкурентного права и политики БРИКС выстроил значительную академическую сеть, состоящую из представителей пяти стран и международного сообщества (например, Международный институт прикладного системного анализа – IIASA). Центр планирует осуществить амбициозную программу до 2022 г. – в частности, речь идет о подготовке анализа по противодействию трансграничным картелям, а также исследовательский проект на фармацевтических рынках.
Игорь Дроздов, Председатель Правления Фонда «Сколково» обратил внимание на то, что цифровизация оказывает огромное влияние на повседневную жизнь и на экономические отношения. В данных обстоятельствах конкурентная политика должна быть про-активной и осуществляться с учетом появления и развития цифровых платформ. В контексте цифровых платформ необходимо выработать новые подходы к доминированию на рынке. Также важным вопросом, где необходимо поменять подход к антимонопольному регулированию, является соотношение интеллектуальных прав и антимонопольного регулирования. Представляется, что в российском законодательстве в настоящее время содержится устаревший и необоснованный с точки зрения реалий цифровой экономики подход, согласно которому антимонопольное право не применяется к интеллектуальной собственности (т.н. «антимонопольные иммунитеты»). Современная экономика – это экономика знаний, и значительное количество активов компаний во многом основаны на интеллектуальной собственности. Антимонопольное законодательство не отвечает на вызовы современных экономических отношений.
Максим Шаскольский, руководитель ФАС России, поздравил с 30-летием институциональной основы антимонопольного регулирования и подчеркнул, что в настоящее время антимонопольным ведомством осуществляется выработка регуляторных решений почти во всех сферах экономики. Также при выработке антимонопольной политики и применении ее на практике важнейшим направлением в настоящее время является взаимодействие с антимонопольными ведомствами различных юрисдикций, в особенности – со странами БРИКС.
Арман Шаккалиев, Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии обратил внимание на то, что защита конкуренции – это живой подвижный процесс, который происходит при непосредственном участии антимонопольных ведомств ЕЭК. При этом приоритетными направлениями регулирования на трансграничных рынках являются, во-первых, ощутимый социальный эффект – доступность лекарственных средств и продуктов питания по справедливым ценам; во-вторых – устранение антиконкурентных практик на рынке в сфере цифровой экономики. Эффективному достижению указанных задач способствует антимонопольный комплаенс, взаимодействие антимонопольных ведомств Евразийского экономического пространства.
Теодор Таннер, Генеральный директор Австрийского конкурентного ведомства рассказал о тесном сотрудничестве с ФАС России. Целями сотрудничества антимонопольных ведомств являются: повышение эффективности ведомственных следственных действий; создание синергии; создание прозрачной правовой среды; избегание противоречий в фактическом и юридическом анализе. Примерами сотрудничества Австрийского конкурентного ведомства и ФАС России являются взаимодействие на рынке нефти, нефтепродуктов; взаимодействие в рамках UNCTAD (при этом 4 февраля 2021 г. назначено первое заседание по трансграничным картелям); исследовательские визиты и двусторонние встречи. Теодор Таннер подчеркнул, что трансграничное сотрудничество необходимо для того, чтобы понять, какие вызовы стоят перед нами в цифровой экономике. Именно конкуренция поможет поддержать и развивать в дальнейшем экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Владимир Васильевич Колтович, Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь поблагодарил ФАС России за поддержку в процессе становления белорусского конкурентного ведомства. В настоящее время ведомство разрабатывает политику в сфере контроля за деятельностью транснациональных корпораций, борьбы с трансграничными картелями, вырабатывает подходы к регулированию цифровых рынков.
Альберто Эймлер, председатель рабочей группы по конкуренции и регулированию Комитета по конкуренции ОЭСР сделал акцент на то обстоятельство, что раньше, в частности, при взаимодействии конкурентных ведомств России и Италии, наблюдались существенные различия в подходах к антимонопольному регулированию в связи с тем, что рыночные условия в различных юрисдикциях были разными. В настоящее время цифровые платформы во всех странах мира работают одинаково, и условия цифровой экономики стали равными.
Хардин Ратшисусу, Заместитель руководителя конкурентного ведомства ЮАР обратил внимание на ценность сотрудничества конкурентных ведомств России и ЮАР. В частности, в рамках сотрудничества по трансграничным слияниям Хардин Ратшисусу отметил принятие важного решения по Bayer/Monsanto при участии Международного центра конкурентного права и развития БРИКС. Антимонопольные ведомства активно сотрудничают по направлениям злоупотреблений доминирующим положением на рынке, контроле за трансграничными слияниями и трансграничной картельной деятельностью. Приоритетными направлениями сотрудничества остаются фармацевтические, продуктовые и цифровые рынки.
Тереза Морейра, глава отдела по конкурентной и потребительской политике ЮНКТАД выразила свою признательность работе Международного центра конкурентного права и развития БРИКС как активному участнику исследовательской платформы ЮНКТАД в области выработки конкурентной политики. Международный центр БРИКС и ФАС России активно сотрудничают с организациями на международном уровне – ЮНКТАД, ОЭСР, Международной конкурентной сетью, а также на региональном уровне – со странами СНГ, БРИКС, странами Евразийского союза с целью обмена информацией, консультаций, а также развития международного опыта в области регулирования и защиты конкуренции.