• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

11 заседание Партнерской исследовательской платформы ЮНКТАД с участием Института и Антимонопольного центра БРИКС

10 декабря в формате онлайн-конференции состоялась первая сессия одиннадцатого заседания Партнерской исследовательской платформы ЮНКТАД: эксперты обсудили роль конкурентной политики и обменялись мнениями о том, может ли она дополнить промышленную политику и другие меры по восстановлению экономики и, если да, то каким образом. В условиях пандемии коронавируса правительственные органы и компетентные ведомств разных стран шли на особые меры, чтобы защитить свои экономики, предпринимателей и потребителей. Учитывая вышесказанное, дискуссия была, главным образом, посвящена значению политики в области конкуренции в справедливом и инклюзивном восстановлении экономики.

Сессия открылась вступительным словом руководителя Сектора конкуренции и потребительской политики ЮНКТАД госпожи Терезы Морейры. Она озвучила тему дискуссии и ключевые вопросы, на которые предстояло ответить ее участникам. Тереза Морейра также рассказала, что по прошествии десяти лет плодотворной деятельности Партнерская Исследовательская Платформа ЮНКТАД начала поиск новых смыслов совместного сотрудничества, пересмотр и обновление областей работы, сохраняя фокус внимания на цифровой экономике, интересах и заботах развивающихся стран.

Модератором дискуссии выступила госпожа Эбру Гёкче Дессмонд из Сектора конкуренции и потребительской политики ЮНКТАД. Она кратко описала текущую деятельность Платформы, включая работу в период пандемии, и представила исследовательские работы, которые либо уже были завершены, либо находятся на финальном этапе подготовки.

Первой слово получила госпожа Элеонора Фокс, профессор Уолтера Дж. Деренберга по торговому регулированию на юридическом факультете Нью-Йоркского университета. Основное внимание она уделила последствиям пандемии и приоритетам работы национальных конкурентных ведомств, а именно: доминирование и монополии, слияния и поглощения, картели и соглашения. Профессор Фокс отметила, что ведомствам надлежит обозначить для себя цели, которые окажутся наиболее полезны для общества, и делать все возможное, чтобы внести свой ценный вклад. В кризисные времена ведомства стараются обеспечить людей товарами и потому часто делают исключения для индустрий – которые, как правило, и так характеризуются высоким риском экономических концентраций, и это отбрасывает всю деятельность по борьбе с незаконными слияниями и поглощениями на шаг назад. Профессор также подчеркнула, что все страны должны мудро распределять свои ресурсы и не тратить чрезмерное время на одни лишь расследования концентраций – важно вести сотрудничество, больше работать в рамках региональных организаций. Она выразила свою обеспокоенность неравенством рыночных сил, исключением бедного населения и мелких бизнесов из глобальных процессов. Элеонора Фокс призвала коллег поощрять всеобщий доступ к рынкам и участие в них, поскольку инклюзивность и справедливость есть ценности, признаваемые всем и каждым.

Следующим выступил директор Центра конкуренции, регулирования и экономического развития Йоханнесбургского университета доктор Тандо Вилакази, который затронул тему важности экономического развития и пути достижения наилучших результатов для регионов и экономик. Он отметил, что успех в развитии не всегда обусловлен конкурентным правом – отнюдь не все рынки, которые считаются эффективными, достигли значительных успехов в реализации конкурентной политики. Главным предложением доктора Вилакази стало стремление к балансу между конкурентной и промышленной политиками и корректное применение последней. Пандемия коронавируса вытеснила неэффективные рыночные формы, это был внешний шок, который обусловил необходимость поддержки со стороны государства. Многим предпринимателям нужно восстанавливать свои производственные мощности, и, по мнению Тандо Вилакази, наиболее продуктивным решением будет их поддержка через грамотную промышленную политику в сочетании с противодействием картелям с помощью конкурентного права.

Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов в своем выступлении обратил внимание на отсутствие системы глобального сотрудничества и качественные изменения в конкуренции. В подтверждение своих слов он привел в пример разработку вакцин и лекарств от коронавируса. По словам Алексея Иванова, в 70-е годы в мире разразилась эпидемия Гонконгского гриппа, которая была эффективно остановлена, благодаря основанной ВОЗ Глобальной системе эпиднадзора и ответных мер по гриппу: 122 страны включились в механизм обмена информацией. Однако в период пандемии коронавируса мы наблюдаем кардинально иную конкурентную динамику, обозначившую негативную сторону унилатерализма: в мире началась «гонка вакцин». Алексей обозначил основные причины такого нежелания сотрудничать: во-первых, мы слишком заняты своими проблемами национального уровня; во-вторых, права на интеллектуальную собственность сегодня ценятся гораздо выше, нежели чем в 70-х, когда в ходе борьбы с гриппом и компании, и страны более охотно предоставляли доступ к собственным данным и исследованиям; и наконец, отсутствует правовая система, которая не позволила бы соперничеству выйти за границы допустимого. «Мы видим, что в 2020 году 115 миллионов людей оказались за чертой бедности, при этом ожидаемая прибыль фармацевтических компаний в 2021 году составляет 24 млрд долларов США», – говорит Алексей. «Мы являемся свидетелями того, как в погоне за выгодой рыночная сила становится формой контроля над населением и развитием человечества. Это может привести к тому, что мы окажемся неспособны остановить пандемию. Здесь требуются постоянная актуализация данных, обмен аналитикой и данными. Если вирус будет мутировать, никому не удастся поспеть за ним своими силами». Алексей Иванов порекомендовал пересмотреть подход к конкурентной парадигме в области фармацевтики: в противном случае, пандемия может не только поставить под угрозу непродуктивные бизнесы – в опасности окажутся жизни людей. В заключение своей речи он анонсировал скорую публикацию исследования Антимонопольного центра БРИКС о так называемых killer acquisitions – сделках, «убивающих» конкуренцию.

Следующим слово взял Томас Ченг, адъюнкт-профессор юридического факультета университета Гонконга, который осветил содержание своей книги «Индустриальная политика и восстановление экономики после пандемии коронавируса» и подробнее рассказал о самом понятии «индустриальная политика». Проанализировав международный опыт, он пришел к выводу, что индустриальная политика не всегда уместна, поскольку она идет во благо только тогда, когда используется строго в целях достижения эффективности – это не есть инструмент защиты непродуктивных местных предприятий, и ее сложно реализовать в большинстве развивающихся стран. Она хорошо подходит для государств Восточной Азии, чьи власти буквально одержимы идеей экономического роста и развития. Томас рассказал о модели, применяемой в восточноазиатских странах: чтобы эффективно реализовать индустриальную политику, Япония, Корея и Тайвань ввели некоторые ограничительные меры. В их число вошли жесткая избирательность вмешательства правительства и его ограниченность во времени; колоссальные инвестиции в инфраструктуру; централизация стратегических промышленных решений в руках компетентных ведомств и строго избирательный порядок прямых иностранных инвестиций. Господин Ченг выделил два вида промышленных политик: горизонтальные (общего характера, не ограниченные странами и экономиками) и вертикальные (нацеленные на конкретный сектор или даже компанию). В отношении экономических шагов, предпринятых в период пандемии, он отметил, что большинство политик являлись горизонтальными и не вступали в существенное противоречие с конкурентным законодательством, однако неравенство в доступе к правительственной поддержке все же присутствовало: порой власти главным образом помогали крупным компаниям в ущерб малым. Томас предостерег, что пытаясь справиться с долгосрочными последствиями пандемии, страны могут оправдывать существование картелей, утверждать поглощение компаний, которые не справляются с кризисом, защищать лидеров определенных индустрий, и именно этого стоит остерегаться в ходе восстановления экономики. 

Последним выступил профессор Пауло Фурким де Азеведо из Центра регулирования и демократии Университета Инспер. Он поднял вопрос успешного восстановления и указал, что мы нуждаемся в сотрудничестве, а не в автономной адаптации. Он поделился своей обеспокоенностью тем, что пандемия может повториться в будущем. Мир претерпевает многочисленные встряски (спрос, предложение, неравенство), предприниматели не понимают, сколько еще продлится кризис, и, пытаясь выжить независимо от других, рынки плохо приспосабливаются к новым условиям. Решение проблемы – не только в расширении полномочий конкурентных ведомств: важна также способность поощрять конкуренцию, а это затрагивает не только область конкурентного права, но и смежные сферы. Хотя Международная Конкурентная Сеть и заявила о необходимости защищать конкуренцию, в ответ на потребности людей правительства некоторых стран напрямую вмешивались в ценовые политики, что неэффективно в краткосрочной перспективе и губительно в долгосрочной. Профессор Фурким подвел итоги деятельности в пандемию, упомянув, что конкурентные рынки плохо адаптируются к экстремальным условиям, а поспешные политические меры потенциально способны нанести ущерб будущему развитию. Он назвал промышленную политику эффективным инструментом координировать поставки и распределять товары первой необходимости, а отнюдь не способом защитить слабые местные компании. Пауло Фурким предложил обратить внимание на прозрачность и подконтрольность политики, а также активную вовлеченность конкурентных ведомств с целью избежать возможного вреда.

Обмениваясь заключительными комментариями, все участники дискуссии сошлись во мнении, что справедливость и инклюзивность имеют критически важное значение, поскольку пандемия лишь усугубила существующие проблемы, и одно лишь конкурентного права недостаточно, чтобы справиться с вызовами. Коронавирус стал проверкой для человечества и международных организаций, он дал нам понять, способны ли мы пережить кризис, найти общий язык, начать сотрудничать. Наша общая долгосрочная цель – меньшая уязвимость перед лицом подобных угроз в будущем и поиск эффективного механизма достижения этой цели.

В заключение сессии сотрудник по правовым вопросам ЮНКТАД доктор Пьер Хорна представил свою книгу «Борьба с трансграничными картелями: взгляд с точки зрения молодых и небольших антимонопольных органов» (Hart Publishing, Оксфорд, 2020 г.). Книга вышла еще в марте, когда пандемия уже охватила мир. Доктор Хорна обозначил основные мифы о трансграничных картелях (например, о том, что молодые антимонопольные органы должны сосредоточиться на национальных картелях, и т.д.), рассказал о структуре и содержании книги, а также отметил ее актуальность в контексте дискуссии о международном сотрудничестве в кризисные времена и о дополнительных возможностях для конкурентных ведомств развивающихся стран в борьбе с такими картелями. Ранее презентация книги уже состоялась в рамках тематического вебинара. организованного Антимонопольным центром БРИКС в июле, материалы доступны по ссылкам ниже:

http://bricscompetition.org/materials/news/fighting-cross-border-cartels-through-international-cooperation-in-times-of-crisis/

http://bricscompetition.org/materials/events/fighting-cross-border-cartels-through-international-cooperation-in-times-of-crisis/