• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Директор Института на Антимонопольном форуме

Выступление Алексея Иванов открыло Антимопольный форум на деловом завтраке 18 февраля.

Ассоциация антимонопольных экспертов и Федеральная антимонопольная служба провели Антимонопольный форум 2021, посвященный актуальным темам развития конкуренции в России и за рубежом. Состоялись выступления руководства ФАС России и других представителей ведомства, ключевых экспертов-практиков и представителей государственных органов по защите конкуренции из других стран.

Алексей Иванов принял участие в открывающем форум деловом завтраке "Экосистемы. Новые или старые подходы?" в 9 утра.  

Экосистемы – естественный путь развития бизнеса крупнейших компаний, и не только в секторе информационных технологий. Лидеры традиционных рынков осваивают новые и предлагают комплексные интегрированные продукты, в т.ч. под одним брендом, формируя тем самым новую основу для будущего, еще большего роста. Мы уже сейчас видим примеры становления экосистем Сбербанка, Яндекса, Ростелекома, МТС и других компаний.

Разрозненные бизнесы компаний объединяются в одну экосистему, и ранее понятные границы обособленных рынков неизбежно трансформируются под влиянием цифровизации и развития технологий. Нужно ли регулятору вмешиваться в эти процессы для защиты конкуренции? Что, собственно, понимать под защитой конкуренции применительно к регулированию экосистем? Как не упустить момент? И не придется ли повторить вслед за Джоном Шерманом: «Мы знали монополии и привилегии прошлого, но никогда ранее не видели таких гигантов, как сегодня». Такими вопросами задавались эксперты. 

По мнению Алексея, антимонопольное право утратило свою гибкость и наращивание рыночной власти цифровых платформ прошло "ниже радаров" регуляторов. Именно поэтому сегодня во всем мире можно наблюдать "ренессанс" антитраста.  В антимонопольном праве ведутся дискуссии о том, как обеспечить эффективное развитие конкуренции в цифровой сфере. Европа активизирует свое антимонопольное регулирование – прежде всего для того, чтобы давить на глобальные американские компании. За счет жестких регуляторных инструментов еврократы хотят усилить собственных игроков. Сейчас Европейская комиссия внесла законопроект, который касается особых требований к цифровым игроками  в том числе предлагает инновационные подходы. Европейцы ввели понятие gatekeepers («держатели входа”) для субъектов, которые контролируют ключевые элементы инфраструктуры, в том числе и в тех сферах экономической жизни, где у них нет доминирующего положения. 

Алексей сказал:

"Еще несколько лет назад Россия была одним из лидеров по адаптации антимонопольного регулирования к условиям цифровой экономики. Стоит отметить передовые решения мирового уровня по платформе Android и по сделке Bayer-Monsanto, а также разработанный нами еще в 2018 г. Пятый антимонопольный пакет, весьма прогрессивный для своего времени. Но набранный тогда темп не удалось удержать. Пятый пакет все еще проходит бесконечные ведомственные согласования и наиболее прогрессивные его положения были по ходу выхолощены. В то же время мир не стоял на месте, и то, что было прогрессивным в 2018 г. уже устарело – свежие инициативы в Европе, Китае и США идут гораздо дальше. Власть организаторов цифровых экосистем, так называемых gatekeepers – это, по сути, новый тип рыночной власти, который требует новых инструментов антимонопольного реагирования. И именно по этому пути идет развитие антимонопольного права во всех ведущих юрисдикциях, включая наших партнеров по БРИКС. Надеюсь, что нам тоже удастся вернуться на этот трек и пройти полноценную цифровую трансформацию антимонопольного регулирования, чтобы резко повысить эффективность защиты конкуренции в условиях засилья цифровых гигантов. Это очень непростая и амбициозная задача, но о ее важности уже говорят не только антимонопольные эксперты, а политические деятели ведущих стран, включая нашего президента, который в своем недавнем выступлении на Давосском форуме отметил, что «всё более значимую роль в жизни общества стали играть современные технологические и прежде всего цифровые гиганты» и прямо поставил вопрос: «насколько такой монополизм соответствует именно общественным интересам?». Думаю, что самое время антимонопольному праву ответить на этот вопрос".