• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия может зарабатывать более 50 миллиардов долларов США в год на мировых рынках углеродных квот, если будет развивать карбоновое земледелие

Карбоновое земледелие в АПК и лесном хозяйстве может также стать инструментом преодоления торговых барьеров для «углеродоемкого» экспорта, включая агроэкспорт. 26 мая в пресс-центре ТАСС прошла презентация доклада «Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России».

Скачать доклад "Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России" (PDF, 5.65 Мб) 


Исследователи Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС, Института права и развития ВШЭ-Сколково и Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ подготовили доклад «Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России». Эксперты считают, что у нашей страны существует огромный потенциал для развития формирующейся сейчас в агросекторе и в лесной отрасли индустрии карбонового земледелия, направленной на поглощение парниковых газов. Она имеет все шансы для того, чтобы стать центром капитализации природно-климатического потенциала России в глобальном масштабе. Новая отрасль по секвестрации углерода поможет не только защитить российских экспортеров от пограничных углеродных сборов, но и заработать на международных рынках торговли выбросами.

Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, объясняет: «Сегодня механизмы климатического контроля становятся реальной угрозой для российского экспорта, и в том числе экспорта сельхозпродукции. Текущая государственная политика приоритизирует задачи традиционного сельхозпроизводства перед задачами климатической повестки. Карбоновое земледелие - это уникальный шанс «перепрыгнуть» через текущие недостатки российского АПК и сразу перейти к системе торговли углеродными квотами, сохранив при этом преимущества российского природно-климатического потенциала. Для этого мы предлагаем два основных решения. Во-первых, использование методов современной селекции и агротехнологий на заброшенных землях для построения карбоновых ферм. Во-вторых – управление рынком. Чтобы заработать на квотах, нам нужно построить национальную систему углеродного регулирования, если угодно, собственную «Макарьевскую» ярмарку. И в перспективе правильнее всего это делать вместе с партнерами по БРИКС, формируя в периметре БРИКС систему взаимозачета сокращений».

Планы ЕС по введению пограничного корректирующего углеродного механизма подтолкнули многих производителей «углеродоемкой» продукции, экспортируемой в ЕС, к пересмотру своей бизнес-стратегии. За последние несколько месяцев стало понятно, что появление такого механизма в том или ином виде неизбежно. О планах введения аналогичного пограничного сбора заявила и новая администрация США. Инициативы по введению платы за выбросы парниковых газов в виде специального налога или торгового механизма получают все большее распространение по миру. В одном лишь 2019 году были запущены 10 таких инициатив – столько же, сколько за три года до этого. Первый в Африке налог на парниковые выбросы был введен в Южно-Африканской Республике (ЮАР), а первопроходцем в Азии стал Сингапур. С 1 февраля 2021 года национальная система торговли выбросами начала работу в Китае.

Назревший в глобальных экономических центрах консенсус о легитимности торговых ограничений для товаров с высоким углеродным следом – это реальная угроза для российского экспорта, в том числе экспорта сельскохозяйственной продукции. Уже сегодня некоторые мировые биржи требуют от эмитентов предоставления отчетности о выбросах парниковых газов. Добывающие и металлургические отрасли, производители удобрений, а впоследствии и другие сектора экономики, включая АПК, рискуют столкнуться с постоянным сужением экспортных рынков, которое будет происходить по мере перехода все большего числа стран на стандарты лидеров климатической гонки. Речь идет о перспективе возведения барьеров не только на рынках ЕС, США или Китая, но и на всех рынках, которые ведут с ними активную торговлю.

При этом Россия может стать одним из ключевых поставщиков проектов, генерирующих единицы сокращения выбросов, в том числе для международных инвесторов. Сокращать выбросы в России, используя природно-климатический потенциал нашей страны, выгоднее, чем во многих других странах, поэтому наша страна может извлекать прибыль из участия в международных рыночных механизмах торговли выбросами. Это уже происходило в рамках Киотского протокола, когда за счет участия в проектах совместного осуществления российские компании получили дополнительные доходы в размере 600 млн долларов США.

Один из способов генерации единиц сокращения выбросов – развитие карбонового земледелия – новое индустрии, направленной на улавливание из атмосферы углерода сельскохозяйственными и лесными растениями и его депонирование в почве, а также на снижение выбросов парниковых газов в растениеводстве. Карбоновое земледелие потребует, среди прочего, новых подходов к селекции сельскохозяйственных и лесных растений, которые были ранее проанализированы и обобщены в докладе НИУ ВШЭ по проекту «Селекция 2.0». Также будет необходима переориентация селекционной работы на новые характеристики, включая повышение способности к поглощению атмосферного углерода и снижение потребности в применении удобрений и средств защиты растений. По оценкам экспертов ВШЭ, только переход на методы регенеративного земледелия может привести к сокращению выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве на величину более 75 млн т эквивалента CO2 в год.

Большим потенциалом с точки зрения карбонового земледелия обладают и так называемые «заброшенные» земли, т.е. неиспользуемые земли сельхозназначения, зарастающие молодым лесом. Текущая способность таких молодых лесов к поглощению парниковых газов оценивается почти на порядок выше, чем у лесов на землях лесного фонда (около 7-8 т эквивалента CO2/год и против 1 т эквивалента CO2/год соответственно). По состоянию на начало прошлого года, общую площадь сельхозземель Росреестр оценивал в 382,5 млн га, в том числе сельхозугодий – 197,7 млн га. По разным оценкам, площадь неиспользуемых сельхозземель составляет до 80 млн га. Выросшие молодые леса на них никак не учитываются в статистике поглощения парниковых газов по той причине, что не относятся к лесам, управляемым человеком, хотя могут поглощать более 600 млн т эквивалента CO2 в год без применения специальных методов карбонового земледелия. А переориентация этих земель на карбоновые фермы, засеиваемые культурами, специально адаптированными к задачам поглощения парниковых газов, и обрабатываемые методами карбонового земледелия, позволит кратно увеличить указанный объем поглощения – минимум в два раза.

По оценкам авторов, суммарный чистый экономический эффект этих неисчерпывающих мер в среднесрочной перспективе может составить более 50 млрд долларов США в год при цене одной тонны CO2 около 40 долларов США (что примерно соответствует текущей биржевой цене в системе торговли выбросами Евросоюза).

Для реализации этого сценария большое значение будет иметь создание в России или, что более интересно, на уровне БРИКС собственного углеродного рынка. Число продуцентов и компенсаторов выбросов, работающих в странах БРИКС, достаточно для обеспечения как предложения зачетных единиц выбросов, так и спроса на них. Например, Китай уже заявил о своей цели достигнуть углеродной нейтральности к 2060 г. Эксперты ВШЭ подчеркивают, что наличие крупной системы торговли выбросами позволит входящим в БРИКС странам также формировать собственные стандарты в этой области, включая стандарты сертификации и расчета объемов поглощения карбоновых ферм.