• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Директор Центра выступил перед сотрудниками Московского УФАС России

15 сентября в рамках проекта территориального управления ФАС в Москве «Успешные люди» Алексей Иванов выступил с лекцией вместе с начальником Правового управления Федеральной антимонопольной службы Артемом Молчановым.

Алексей рассказал о своей оценке принятого в марте Пленумом Верховного суда  постановления «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». Но в первую очередь его выступление было посвящено вызовам, с которыми сталкивается антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Алексей отметил, что долгое время область информационно-коммуникационных технологий воспринималась государствами и регуляторами как новое явление, которое не вписывается в стандарты индустриальной эпохи.

Такой подход сформировал целую серию правовых презумпций и моделей регулирования, которые в конце 1990-х и начале 2000-х гг. создали максимально комфортные условия для развития цифровых технологий по всему спектру возможных сфер применения – и в США, и в ЕС.

Стартовая платформа для формирования цифровых монополий была заложена идеологами новой школы (которую принято называть Чикагской). В юридическую практику была внедрена концепция, получившая название примата благосостояния потребителей. В ее основу лег тезис о том, что антимонопольное регулирование должно включаться только тогда, когда монополизация прямо сказывается на благосостоянии потребителей.

Сегодня стало очевидно, что цифровые платформы, пользуясь антимонопольной индульгенцией низких или нулевых цен, стратегически резервировали себе доминирующие позиции в новом технологическом укладе. Ключевой вопрос – какова цена, которую платит общество за тактические выгоды от «бесплатных» сервисов цифровых платформ. И одним из очевидных последствий становится стремительный рост дисбалансов мировой экономики.

За последние пару десятилетий процесс цифровизации экономики не привел к росту производительности труда, напротив, рост производительности в последнее время даже замедлился.

В заключение Алексей сформулировал предложения по совершенствованию регулирования:

1.      В условиях цифровой экономики оценка рыночной власти зависит от множества новых факторов: объема контролируемых данных, сетевых эффектов, архитектурерынка и т.д.

2.      Анализ не может более строиться только на оценке долей

3.      Использование анализа больших данных и предсказательных алгоритмов ведет к манипулированию потребительским поведением – необходимо учитывать особенности поведенческой экономики

4.      Введение многомерного анализа (не только горизонтальной, но и вертикальной конкуренции)

5.      Применение методов анализа цепочек создания стоимости для комплексных рынков