Алексей Иванов: Селекционные компании должны получать ресурсы не из государственного кармана, а с рынка
13 октября в рамках международной научной конференции “Проблемы селекции – 2022”, проходившей в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А. Тимирязева, директор Центра конкурентного права и политики БРИКС и Института права и развития Алексей Иванов выступил с докладом “Введение квот на импорт семян — проблема или перспектива для российской селекции?”.
Алексей Иванов предложил рассмотреть проблему квотирования через призму более широкого вопроса о методах регулирования и развития отрасли. Селекционно-семеноводческая отрасль — важнейшее начальное звено в цепочке создания добавленной стоимости в агропромышленном комплексе (АПК), отметил он. Это можно увидеть на примере российского экспорта пшеницы, который настолько сократился во второй половине XX века, что СССР был вынужден импортировать пшеницу в том числе из США. Причины упадка — атака “лысенковщины” в 30-50-х гг. на российскую генетическую и аграрную науку, а также коллективизация и административные механизмы управления отраслью. В это время США, напротив, переживали т.н. “зеленую революцию”, которая резко повысила производительность американского аграрного сектора.
Выход России на нормальный уровень производства зерновых и достаточно большую долю в экспорте пшеницы приходится на период рыночных реформ и преобразований. Эффективные рыночные механизмы превратили российский АПК из дотационного и затратного в прибыльный и производительный. Тогда же сформировался запрос на работу ученых-селекционеров.
“Невозможно было бы заниматься наукой в условиях дотационного АПК, просто потому что наука всё-таки нуждается в спросе. Спрос сегодня реализуется в виде покупки семян сельхозтоваропроизводителями — это тот самый драйвер, который может в дальнейшем двигать науку",
— подчеркнул Иванов.
В этом смысле важно, что транснациональные корпорации, которые конкурируют с отечественными селекционерами и семеноводами в том числе на российском рынке, вкладывают в работу огромные ресурсы, которые получают не из государственного кармана, а с рынка, от продажи семян и в виде лицензионных отчислений, когда реализуют свои сорта.
Квотирование импорта семян наверняка даст какой-то краткосрочный положительный эффект, однако надо оценивать и последствия подобной меры, убежден Иванов. По его мнению, административное квотирование значительно сужает пространство для рыночных механизмов поддержки и развития конкуренции, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе вряд ли скажется позитивно на развитии как селекционно-семеноводческий отрасли, так и АПК в целом. К тому же селекционно-семеноводческая отрасль в мире работает на рыночных, а не на административных основаниях. Подобная модель организации рыночных отношений в России выстроена еще не в полной мере. К слову, формированием рынка в России во многом занимались те самые глобальные корпорации. Они также помогают с трансфером технологических, управленческих, инфраструктурных и смысловых решений.
“В этой связи квотирование нельзя назвать инструментом рыночной поддержки, потому что иностранные компании потеряют мотивацию и перестанут вкладываться в наш рынок, будут снижать локализацию и технологический трансфер в тех секторах, где он сейчас осуществляется”,
— считает Алексей Иванов.
Альтернативой административных ограничивающих механизмов могут быть инструменты рыночной поддержки и запуска этого рынка. Например, есть инициатива Минсельхоза по созданию платформы “Агроэксперт”, которая позволит лучше информировать сельхозтоваропроизводителей о российских семенах и селекционных достижениях. Также необходимо обязательно выстраивать систему выплаты роялти селекционерам.
Эксперты Центра БРИКС и Института права и развития ВШЭ-Сколково провели анализ селекционно-семеноводческой отрасли в России в рамках исследовательского проекта "Селекция 2.0". Результаты исследования, опубликованные в конце 2020 года, показали, что роялти, которые получают российские селекционеры, на несколько порядков ниже роялти в странах с развитым рынком объектов интеллектуальных прав в области сельского хозяйства. Это снижает возможности по вложению средств и возврату на инвестиции в отечественной селекционной отрасли.
Алексей Иванов и эксперты проекта “Селекция 2.0” предложили целевую модель организации селекционно-семеноводческой отрасли, при которой мог бы заработать рынок линии технологий. Сегодня такого рынка в России нет, есть административный обмен, подчеркнул Иванов.
Важно, чтобы российская селекционно-семеноводческая отрасль получала поддержку через создание инфраструктурных рыночных отношений, которые могут позволить этой отрасли стать устойчивой. Однако чтобы российские селекционеры увидели перспективы коммерциализации своих сортов и получали соответствующий возврат на свои вложения с рынка, требуется определенная степень интеграции в глобальные процессы обмена и в глобальные цепочки создания стоимости.
“Административное обрубание таких возможностей, на наш взгляд, скорее, приведет к ухудшению и ослаблению российского рынка селекции”,
— заключил Иванов.