Гарвардский семинар по глобальному праву и политике в Катаре
Ведущий научный сотрудник Лаборатории Кирилл Молодыко и научный сотрудник Максим Карлюк вошли в сотню перспективных молодых исследователей, которые стали участниками элитного научного семинара Гарвардского института глобального права и политики (IGLP). О впечатлениях Кирилла читайте в нашем блоге.
Кирилл Молодыко
Ведущий научный сотрудник лаборатории
Хочу отметить, что за год до этого, уже будучи студентом Гарварда, я подавал заявку на участие в семинаре, но неудачно. Следующая попытка, к счастью, оказалась более успешной. Конкуренция очень острая. Ведь отобранные участники, около 100 человек, не несут никаких организационных расходов, разве что тратятся на сувениры на знаменитом местном рынке Вагиф. Отбирают в основном аспирантов и молодых преподавателей вузов, с учетом традиционного гарвардского подхода по географической диверсификации, и на семинаре можно встретить людей из практически любого региона мира.
Тем, кто себя хорошо зарекомендовал, предоставляется возможность в следующем году претендовать на позиции ассистентов программы. Кроме того, IGLP проводит и ежегодные летние конференции в стенах самого Гарвардского университета под руководством бессменного руководителя проекта - профессора Гарвардской школы права Дэвида Кеннеди (David Kennedy).
Организаторы семинара стараются дать возможность участникам как углубить свои познания в сфере своих уже сложившихся профессиональных интересов, так и - для общего развития - получить информацию о совершенно новых областях, с которыми они еще не сталкивались. Поэтому семинар включает в себя на междисциплинарной основе лекции, а также работe в группах «двух уровней».
Так, в постоянных группах «первого уровня» мы обсуждали научные статьи (или их проекты) друг друга. Эти работы, кстати, и являлись
основным критерием для отбора на семинар. В течение 5 дней подряд мы под руководством Глейдера Хернандеза (Gleider Hernandez), профессора университета Дурхама, в группе из 10 человек ежедневно обсуждали по 2 стать в день соответственно. Эти группы были нетематическими, их составляли на основе географической диверсификации. Идея групп "первого уровня" - дать участникам информацию о новых сферах, с которыми человек никогда не сталкивался в работе. Так, в своей группе я был на базовом уровне знаком только с тремя темами из девяти презентованных моими одногруппниками.
Я представлял проект своей статьи о корреляциях между показателями государств мира в международных рейтингах и экономическими показателями соответствующих стран. Вместе с тем, многие участники представляли и более национально ориентированные доклады, которые касались различных тенденций развития законодательства в их стране.
Кроме этого, каждый участник обязан был записаться в три двухдневные группы "второго уровня». Соответственно, участники выбирали их, исходя из своих более узких профессиональных интересов. Мне больше всего понравилась группа "Юридическая архитектура монетарной интеграции", которую вели вместе известные ученые д-р Леопольд Шпехт (Leoplod Specht), научный руководитель нашей Лаборатории, и египетский профессор Моатасем Альгхериани (Moatasem El-Gheriani). Последний также читал и одну из общих лекций для всех участников школы об исламском праве в целом и отдельных аспектах исламского банкинга.
Нужно сказать, что в Катаре ведутся невероятных масштабов строительные работы - с прицелом на чемпионат мира по футболу 2022-ого года. Такая же огромная стройка и в кампусе университета Хамада бин Халифа, в котором проводился семинар. По сути, это новый, недавно открытый университет - второй в государстве. Катар стремится к региональному лидерству и, как я понимаю, один из методов достижения цели - это учить у себя как можно больший процент будущей региональной элиты. Хотя с этими же целями учредила новый огромный университет и Саудовская Аравия, думаю, Катар все же имеет определенное конкурентное преимущество в виде относительно более мягких нравов.
В завершение отмечу, что у меня остались очень позитивные воспоминания не только о рабочей части семинара, но и от Персидского залива, Музея исламского искусства, а особенно от экстремального сафари на джипах по пустыне, завершившего семинар.