• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЕЭК проверит «правила игры» рынка интернет-поиска

ЕЭК проверит соблюдение антимонопольного законодательства ЕАЭС поисковыми системами

 
Об этом шла речь  в ходе видеоконференции, которая состоялась 24 марта 2020 года в штаб-квартире ЕЭК. В мероприятии приняли участие эксперты Департамента антимонопольного регулирования Комиссии, представители антимонопольных ведомств ЕАЭС, неправительственные организаций (ассоциаций), а также хозяйствующие субъекты стран-участниц, оказывающие сервисы интернет-услуг. Также в обсуждении участвовали эксперты Института права и развития ВШЭ-Сколково, который выполнял по заказу ЕЭК исследовательскую работу, посвященную анализу отношений в цифровой экономике и выявлению ограничительных практик в поведении участников рынков ЕЭАС.

«Мы видим достаточно оснований и готовы перейти к глубокому изучению конкурентных практик на рынках интернет-торговли, в частности возможности манипулирования поисковой выдачей для получения преимуществ в конкурентной борьбе. Кроме того, если ЕЭК в сфере интернет-торговли и электронной коммерции ограничится только деятельностью компаний, которые зарегистрированы на территории стран Союза, то мы будем вынуждены не реагировать на 80 % нарушений, поэтому считаем необходимым тщательно изучать и деятельность иностранных юридических лиц в этой части», - отметил директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич.

Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Ивановпредставил выводы (PDF, 1.65 Мб) исследования, касающиеся именно аспектов недобросовестных практик на рынках интернет-поиска, а также обобщил проблематику защиты конкуренции на цифровых рынках в соответствии с итогами Доклада по новым подходам к защите конкуренции в условиях цифровой экономик Антимонопольного центра БРИКС.

Он отметил: «Поисковые платформы сегодня – это окно в мир интернета, они выполняют роль базара в средневековом городе, где потребители ищут продукты и услуги. Чем место более проходное и чем вывеска ярче, тем больше заработает торговец. То, как выдается информация в поисковой выдаче, имеет колоссальное значение. «Яндекс» и Google известны тем, что завлекают потребителей с помощью особых средств визуализации в выдаче поисковых систем. Эти способы подачи материала основаны на последних достижениях бихевиористики, изучающей поведение человека, в том числе его иррациональные проявления. Практика показывает, что такие методы конкуренции приводят к существенному снижению доходности сервисов-конкурентов и к увеличению доли владельцев поисковых платформ на смежных рынках. На мой взгляд, пришло время разобраться с этой проблемой на территории ЕАЭС и выяснить, насколько подобные подходы соответствуют стандартам добросовестной конкурентной борьбы».

В ходе встречи участники на примере международного опыта и ряда российских кейсов обсудили ограничительные практики на рынке интернет-поиска, которые могу быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция, а также рассмотрели возможность выдачи хозяйствующим субъектам, действия которых привели к ограничению, предложений по восстановлению конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС.
В мировой практике такие прецеденты уже существуют. В 2015 году Еврокомиссия рассматривала дело о приоритизации собственных сервисов поисковой системой Google Inc.