Презентация работы Антимонопольного центра на совещании руководителей конкурентных ведомств стран БРИКС
Руководители конкурентных ведомств стран БРИКС встретились в новом онлайн-формате. Директор Института и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов провел презентацию работы Центра.
Среди прочего, обсуждалось продление действия Меморандума о сотрудничестве конкурентных ведомств стран БРИКС и более тесная кооперация при рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации. В октябре 2020 на площадке ЮНКТАД планируется обсудить инициативу ФАС России по борьбе с картелями на международном уровне, в реализации которой активно участвует Антимонопольный центр БРКИС. Антимонопольные ведомства стран БРИКС одобрили соответствующие инициативы российской стороны.
Руководители конкурентных ведомств России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР также заслушали доклад директора Антимонопольного центра БРИКС и Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексея Иванова.
В конце встречи г-жа Гань Линь, вице-министр Государственной администрации по регулированию рынков КНР оповестила участников встречи о ходе подготовки 7-й международной конференции БРИКСпо антимонопольному праву, которая проходит раз в два года в разных странах Объединения. Седьмая антимонопольная конференция БРИКС состоится в Китае в провинции Сычуань в сентябре 2021 г. Китайские коллеги пригласили всех участников встречи активно включиться проработку тематик и материалов предстоящей конференции.
В своем докладе Алексей Иванов рассказал о работе Антимонопольного центра БРИКС за последние пять лет и о планах до конца 2022 г.
По словам Алексея, основной задачей Центра является академическая поддержка сотрудничества антимонопольных ведомств стран БРИКС и объединение научных сообществ наших стран.
Ключевым вызовом, с которым сталкиваются сегодня антимонопольные ведомства в мире, стала растущая концентрация капитала и других ресурсов, в том числе данных и технологий в руках все меньшего числа игроков. Для стран БРИКС проблемы роста неравенства и стагнации экономического развития стоят более остро, чем для развитых экономик. В этом контексте ключевой миссией Антимонопольного центра БРКИС должно стать продвижение повестки развития и усиление роли антимонопольного регулирования в преодолении дисбалансов мировой экономики.
Команда Центра видит свою роль не только в научной поддержке антимонопольных ведомств стран БРИКС в разработке новых подходов к антимонопольного регулированию, но и в формировании новой глобальной повестки, которая будет помогать сглаживать неравенство и снимать дисбалансы развития в мире.
"В уже реализованных Антимонопольным центром БРИКС в тесной кооперации с нашими партнерами из ведущих университетов Китая, Индии, Бразилии и ЮАР научных проектах «красной нитью» проходит проблематика содействия развитию и преодолению неравенства в мировой экономике средствами конкурентного права и политики", - заявил Алексей Иванов.
Работа Антимонопольного центра БРИКС на базе НИУ ВШЭ – это знак признания как со стороны Правительства России, так и наших партнеров по БРИКС глубокой экспертизы, сформированной в ВШЭ, по вопросам антимонопольного права и заслуг в продвижении темы развития на международном уровне.
Высшая школа экономики уже стала центром притяжения ведущих университетов из стран БРИКС, ставших партнерами Антимонопольного центра БРИКС. На протяжении последних пяти лет эти университеты активно участвовали в ключевых исследовательских проектах Центра - по глобальным продовольственным цепочкам и по новым подходам к антимонопольному регулированию цифровой экономики. Работа Центра подтвердила в очередной раз, что в международной повестке российские исследовательские группы могут становиться драйверами научной кооперации. Более того, эта кооперация выходит и в практическую плоскость. Итогом продовольственного проекта стало, в частности, изменение подходов ксогласованию сделок экономической концентрации в глобальном масштабе на развивающихся рынках. В дискуссии по цифровой экономике Центр подтолкнул антимонопольные ведомства БРИКС к практическим шагам по трансформации регулирования, что в России отразилось в разработке Пятого антимонопольного пакета и смене ряда подходов в правоприменительной практике. Аналогичные законодательные инициативы с подачи наших партнеров в этих странах уже рассматриваются в Индии и Китае.
В числе перспективных направлений работы Антимонопольного центра БРИКС на следующие три года Алексеем Ивановым отмечены следующие:
- второй этап исследования по глобальным продовольственным цепочкам с фокусом на олигополию глобальных зерновых трейдеров;
- углубление цифрого проекта в свете новых реалий, которые принесла пандемия;
- эмпирическое исследование по совместной борьбе антимонопольных органов с трансграничными картелями (презентация предварительных результатов исследования состоится намеждународной конференции ЮНКТАД в Женеве уже в октябре этого года);
- новый масштабный исследовательский проект по проблемам конкуренции на фармацевтических рынках.
Проект по фармрынкам станет естественным продолжением исследовательской работы Антимонопольного центра БРИКС, основанной на сложившемся формате кооперации с антимонопольными ведомствами наших стран. Так, по каждой из исследовательских тематик Центра были созданы рабочие группы из представителей антимонопольных ведомств стран БРИКС. Рабочие группы по рынкам продовольствия и по цифровой экономике задали приоритеты и обеспечили устойчивую связь между антимонопольными ведомствами БРИКС и научной командой Антимонопольного центра, ведущей соответствующие исследования. Не станет исключением и фармацевтический проект, который реализуется в плотной кооперации с рабочей группой по фармрынкам, уже также сформированной антимонопольными ведомствами БРИКС.
Проект по конкуренции на фармрынках включает три ключевые направления: анализ структурных проблем глобального фармацевтического рынка (ставших особенно, заметными в условиях пандемии); антиконкурентные практики по скупке достижений конкурентов т.н. «killer acquisitions», т.е. сделок слияния и поглощения, направленных на уничтожение потенциальной конкуренции путем скупки конкурентных проектов на ранней стадии, что существенно сдерживает развитие инноваций и распространений знаний; проблемы снижения барьеров входа на рынок для дженериковых препаратов и в целом проблемы повышения доступности лекарств антимонопольными средствами.
"В мире сегодня присутствует четкий запрос на справедливость, на изменение архитектуры мировой экономики, и этот запрос нельзя игнорировать. Антимонопольное право может стать одним из эффективных инструментов для удовлетворения этого запроса, если оно будет активно и скоординировано применяться нашими странами, представляющими почти половину мирового населения и экономической мощи", - отметил Алексей Иванов.