Трансграничные картели: вызовы и угрозы для конкурентных ведомств
2 июля директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов и научный сотрудник Центра Анна Позднякова приняли участие в 16-й конференции одной из ведущих международных организаций в области антимонопольного права ASCOLA - Academic Society for Competition Law. Их выступление было посвящено теме «Трансграничные картели: вызовы и угрозы для конкурентных ведомств».
Напомним, что в октябре прошлого года Антимонопольный центр БРИКС в рамках 8-ой Конференции ООН по защите прав потребителей и конкуренции представил доклад «Борьба с трансграничными картелями: эмпирическое исследование». Он был основан на анализе результатов опроса конкурентных ведомств 37 стран. Участники заполнили предложенные исследовательской группой анкеты, обозначив ключевые проблемы борьбы с трансграничными картелями и вызовы, стоящие перед международным антимонопольным сообществом в этой области.
Алексей начал свою презентацию с анализа проблем, с которыми сталкиваются конкурентные органы, пытаясь противостоять трансграничным картелям, особенно в развивающихся странах. Он обозначил такие проблемы как, например, различие в процедурах расследования и установленных для расследования сроках; недостаточно развитые программы стимулирования признания вины в обмен на смягчение наказания, особенно в странах с развивающимся конкурентным правом; отсутствие экстерриториального действия антимонопольного законодательства в развивающихся юрисдикциях и несогласованность законов о конкуренции в отношении санкций за участие в трансграничных картелях. Точно оценить такое негативное влияние сложно, однако за период 2012-2016 гг. импорт в развивающиеся страны из отраслей, в которых были обнаружены картели, составил 6,7%.
Алексей также рассказал о выводах Центра по результатам исследования «Борьба с трансграничными картелями: эмпирическое исследование». Итоги опроса показали, что большинство антимонопольных ведомств считают борьбу с картелями приоритетной задачей. Однако только 1/3 (12 из 37) респондентов имеют опыт борьбы с трансграничными картелями, несмотря на то, что большинство юрисдикций считают трансграничные картели серьезной угрозой для своей экономики. Многие юрисдикции недавно приняли свои законы о конкуренции и до сих пор просто не успели получить опыт и знания по борьбе с трансграничными картелями.
Существуют определенные правовые барьеры, препятствующие эффективному противодействию картелям. Первый барьер – это способность антимонопольных органов возбуждать судебные дела в отношении иностранных компаний или лиц, которые участвуют в картельной деятельности. Расследование часто осложняется отсутствием принципа экстерриториальности. Более того, развивающиеся юрисдикции зачастую не имеют возможности создавать собственные программы стимулирования признания в обмен на смягчение наказания или эффективно их использовать.
Также Алексей перечислил некоторые из серьезных проблем в правоприменительной практике по борьбе с трансграничными картелями, такие как сложность сбора доказательств и получения информации вне пределов национальной юрисдикции, а также привлечение иностранных ответчиков для участия в слушаниях по делу. Именно эти проблемы оказываются причиной, по которой развивающимся странам часто не хватает ресурсов для борьбы с трансграничными картелями: «Только когда они находятся в поле зрения крупных развитых юрисдикций, с ними имеют дело; когда трансграничный картель затрагивает только развивающиеся юрисдикции – он остается без внимания». По словам Алексея, бывают случаи, когда «все вроде как знали о картеле, но никто ничего не мог сделать».
Вторую часть презентации Центра провела Анна Позднякова. Она рассказала о международном сотрудничестве по противодействию картелям и перспективах для развивающихся стран. Анна подчеркнула, что в этой области международное сотрудничество является важным элементом эффективного правоприменения, особенно с учетом результатов проведенного эмпирического исследования Центра, которое ясно показывает, что в некоторых юрисдикциях отсутствует необходимый опыт в области борьбы с трансграничными картелями. Так, 14 антимонопольных органов не имеют опыта международного сотрудничества, а те, у кого он есть, предпочитают использовать инструменты, которые не могут быть принудительно исполнены. Международное сотрудничество может включать такие меры как запрос информации, виртуальные и личные консультации, обмен мнениями о методах расследования и фиксации нарушений, обмен конфиденциальной информацией и документами, одновременные рейды, совместные рыночные расследования, правоприменительные меры от имени иностранной юрисдикции.
Анна Позднякова также представила возможные варианты решения проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются юрисдикции. Среди таких решений: сближение национального законодательства о конкуренции, что упростит международное сотрудничество; разработка глобальных подходов и стандартов или создание единой международной базы данных по делам о трансграничных картелях; более активное международное сотрудничество напрямую между антимонопольными органами или через международные организации, непосредственно занимающиеся борьбой с трансграничными картелями.
Подводя итог, Алексей Иванов заявил, что одной из наиболее серьезных проблем является отсутствие доверия между антимонопольными ведомствами, что приводит к ситуации, когда развитые юрисдикции полагаются на заключенные соглашения и делятся информацией только друг с другом. Напротив, многие из развивающихся стран не могут воспользоваться принципом экстерриториальности и часто не имеют доступа к необходимой информации из-за отсутствия доверия. Международное сотрудничество является важным шагом на пути к решению проблемы трансграничных картелей, и международное антимонопольное сообщество может внести значительный вклад в усиление правоприменительной практики борьбы с трансграничными картелями во всем мире.